По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Старость должна стать светлым этапом жизни

Кондратьев Федор Викторович доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, судебно-психиатрический эксперт высшей квалификационной категории, член Совета по биомедицинской этике при Патриархии, попечитель БФ медико-социальной, правовой и духовной помощи гражданам старшего поколения «Геронтологическая защита», e-mail: fvkondr33@mail.ru

Предпринята попытка доказать, что последний период жизни человека старшего возраста может быть счастливым, если он проходит при светлой и сильной духовности. Религиозная духовность является высшей и предопределяющей составляющей самооценки, она исходит от религиозного чувства. Естественное религиозное чувство может быть притуплено или же развито, становясь при этом главным ориентиром жизни человека. Анализ сущности человека на основе трихотомического интегративного подхода показал обусловленность содержания каждого уровня своей внешней средой. При неисчерпаемом разнообразии содержания каждого из этих уровней определяющими являются характеристики только высшего, духовного уровня.

Литература:

1. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. — М.: Смысл, 2005. — 190 с.

2. Зурабашвили А.Д. Вопросы морали в психиатрии // Вопросы методологи в психиатрии (материалы симпозиума). — М., 1984. — С. 17–25.

3. Кондратьев Ф.В. Судьбы больных шизофренией: клинико-социальный и судебно-психиатрические аспекты. Монография. — М.: Изд-во ЗАО Юстицинформ, 2010. — 402 с.

4. Кондратьев Ф.В. Религиозность психически больного — методологические проблемы ее понимания // Религиозность и клиническая психиатрия. Материалы Первой Московской международной конференции 20–21 апреля 2017 года. Москва, 2017. УДК 616.89-02-084. — С. 175–178.

5. Кондратьев Ф.В. Религиозная духовность в понимании психиатра. Лекция // РПЖ. — 2018. — С. 52–60.

6. Корсаков С.С. Курс психиатрии. — М., 1901. — 1112 с.

7. Мелехов Д.Е. Психиатрия и проблемы духовной жизни // Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни. — М., 1997. — С. 5–61.

8. Полищук Ю.И. Значение религиозной веры как лечебного и реабилитационного фактора при психических расстройствах непсихотического уровня // Независимый психиатрический журнал. — 2001. — № 4. — С. 63–67.

9. Frankl V. (Франкл В.) Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 336 с.

10. Jung C.G. Psychologie de l`inconscient. 5 edit. Geneve: Libr. Univ. Georg et Cie S.A., 1983. — 507 p.

11. William James (Уильям Джеймс) Многообразие религиозного опыта. — 1910. — 534 с.

Страшна, страшна человеческая старость, и нет ничего страшнее её.

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Да, И.С. Тургенев прав, но всегда будут пожелания долголетия от друзей своим дорогим и близким в их день рождения, и на седьмом, и на девятом десятке, и, наверное, в день столетия. Вместе с тем я как психиатр за более чем шесть десятилетий работы в психиатрических клиниках мог убедиться, что геронтологические больные действительно самые тяжелые и для самих себя, и для своих близких, и для врачей: старость далеко не всегда радость. Однако мне за 85, но жизнь мне пока представляется счастливой, и такая же самооценка есть у ряда моих сверстников. Однако у других «все плохо». От чего возникают эти различия? Вопрос сложный, и для его решения анализ надо начинать издалека, с понимания, что есть «Я», и как формируются самооценки, как понимать человеческое счастье и, главное, что должно включаться в этот анализ.

Для начала определимся: человек — это не только его физиология и психология (как учит материализм), а что-то большее, включая метафизическое понятие духа. Очевидный ответ в пользу этого положения полностью дает описание академиком А.Д. Зурабашвили [2] случая в отделении психиатрической больницы, в котором лежали пациенты с одинаковым диагнозом «Деменция». Они даже не помнили, как их зовут, их основная забота — поесть. Как-то одному из таких пациентов родственники принесли посылку: конфеты, яблоки, печенье. Он пошел к своей койке, чтобы спрятать все это. В это время другой больной подставляет ему подножку. Первый падает, посылка рассыпается по палате. Но рядом оказывается третий больной, который поднимает рассыпавшиеся яблоки и конфеты, помогает подняться упавшему и ведет его на место. Все одинаково слабоумны, но при этом второй демонстрирует явное зло, а третий — явное добро. Где находится регулятор ориентации на добро или на зло? А ведь это регулятор основных направлений социальных действий! У материалистической науки нет ни инструментария, ни гипотезы, которые объяснили бы факты отмеченных различий. Они объяснимы только с позиций главенства духовных основ личности.

Для Цитирования:
Кондратьев Федор Викторович, Старость должна стать светлым этапом жизни. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: