Василий Савельевич Сенашенко,
доктор физико-математических наук, профессор, Российский университет дружбы народов, кафедра сравнительной образовательной политики; Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кафедра оптики, спектроскопии и физики наносистем
E-mail: vsenashenko@mail.ru
В конце 2012 г. в Трудовом кодексе РФ появилось понятие профессионального стандарта (ПС) как характеристики квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Несколько позже, 22 января 2013 г., Правительством РФ было принято постановление «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». В соответствии с этим постановлением профессиональные стандарты применяются (раздел III, п. 25):
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке Федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Затем в 2014 г. при Президенте РФ был создан Национальный совет по профессиональным квалификациям (НСПК), задачей которого стала координация работ по развитию в стране системы профессиональных квалификаций1. В последующие годы было разработано и утверждено более 800 профессиональных стандартов.
Возникающие трудности практического использования профессиональных стандартов при формировании кадрового потенциала страны привели к появлению в 2016 г. нового постановления Правительства РФ2, разъясняющего особенности применения профессиональных стандартов различными государственными и муниципальными учреждениями, предприятиями, корпорациями и пр. В силу особой социальной значимости, многовекторности проблемы вопросы применения профессиональных стандартов в сфере образования сохраняют особую остроту.