В 2018 г. исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability-Centered Maintenance). Их идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим в отечественных публикациях того времени [2].
В стандарте [3] дан русскоязычный аналог RCM — надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО). Согласно стандарту, RCM представляет собой методологию выбора политик управления отказами и формирования из них программы работ, сочетающей действия по техническому обслуживанию и разовые изменения (изменения правил эксплуатации, конструктивные изменения, обучение персонала), и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.
Истоки RCM следует искать во второй половине XX века, в практике проектирования, производства и эксплуатации воздушных судов. Тогда считалось, что вероятность отказа всегда увеличивается с возрастом, и для каждого элемента существует значение наработки, по достижении которого следует ремонт или замена. Нужно только правильно определить это значение, а если надежность недостаточна, ремонтировать нужно чаще.
В итоге программы обслуживания разрастались, росли и затраты, но это не сопровождалось ростом надежности. Многие отказы оказалось невозможно предотвратить «правильными» ремонтами, как бы часто они ни выполнялись. Доступность флота снизилась из‑за перегруженности обслуживанием. Авиакомпании заинтересовались оптимизацией программ обслуживания для снижения издержек при обеспечении безопасности.
В 1965 году была разработана методика принятия решений при формировании программы обслуживания, а в 1968 году она нашла воплощение в документе «Справочник: оценка и разработка программ обслуживания», более известном как MSG-1. Последующее ее улучшение привело в 1970 году к созданию MSG-2.
MSG-1 и MSG-2 были предназначены для разработки первоначальных программ обслуживания самолетов и нацелены на исключение избыточного обслуживания без снижения безопасности и летной годности. Они не предполагали использование данных, накапливаемых по ходу эксплуатации.