По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.797

Становление обслуживания, ориентированного на надежность

Антоненко И.Н. начальник отдела маркетинга, ООО «НПП «СпецТек»», канд. техн. наук

Методология RCM создана четыре десятилетия назад как инструмент формирования программы обслуживания оборудования, отвечающей последствиям отказов. Такая программа представляет собой оптимальное сочетание различных стратегий обслуживания и разовых изменений, гарантирующих выполнение оборудованием его функций и предупреждение значимых последствий отказов. Для лучшего понимания методологии RCM в статье анализируются основные этапы ее становления, сравниваются различные версии RCM, представлены перспективы ее развития.

Литература:

1. Nowlan F.S., Heap H.F. Reliability-centered Maintenance. San Francisco: Dolby Access Press, 1978. — 466 p.

2. Нейман В. Г., Шапиро Б.В. Оценка критичности отказов технических устройств// Надежность и контроль качества. — 1975. — №10. — С. 49–51.

3. ГОСТ Р 27.606–2013. Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание, ориентированное на безотказность. — М.: Стандартинформ, 2014. — 34 с.

4. Maintenance control by reliability methods. Department of Transportation, Federal Aviation Administration, 1978. Advisory circular, №120-17А. — 41 с.

5. Проектирование, испытания и производство широкофюзеляжных пассажирских самолетов. Т. 1, кн. 1/Под ред. Г.В. Новожилова и Б.Н. Соколова. — М.: Машиностроение, 1980. — 247 с.

6. Moubray J. Reliability-centered Maintenance. Second Edition. NY: Industrial Press Inc, 1997. — 426 p.

7. SAE JA 1011:2009. Evaluation Criteria for Reliability-Centered Maintenance (RCM) Processes.

8. SAE JA 1012:2011. A Guide to the Reliability-Centered Maintenance (RCM) Standard.

9. ГОСТ Р 55.0.05–2016. Управление активами. Повышение безопасности и надежности активов. Требования. — М.: Стандартинформ, 2016. — 10 с.

10. IEC 60300-3-11:2009. Dependability Management. — Part 3–11: Application guide — Reliability centered maintenance.

11. The Aladon Network: [сайт]. URL: http://www.thealadonnetwork.com (дата обращения: 30.07.2019).

12. Marius Basson, Aladon. RCM3: Risk-Based Reliability Centered Maintenance. Third Edition. NY: Industrial Press, Inc., 2018. — 500 p.

13. Neil B. Bloom. Reliability Centered Maintenance: Implementation Made Simple. NY: McGraw-Hill, 2005. — 291 p.

14. Jesus R. Sifonte, James V. ReyesPicknell. Reliability Centered Maintenance — Reengineered: Practical Optimization of the RCM Process with RCMR. CRC Press, 2017. — 349 p.

15. Cline G. Asset performance Management: blazing a better path to operational excellence // Aberdeen Group Rep. — November 2017. — 11 p.

16. Диагностика на страже безопасности // Энергетика и промышленность России. — 2017. — №15–16 (323-324). — С. 12.

17. Америк А., Микерин О. Безнадежность результатов без надежности // ITime. — 2007. — №4. — С. 21–25.

18. Амиров В. Р. Управление надежностью и целостностью оборудования — важный инструмент повышения эффективности бизнеса // PROнефть. — 2018. — № 1 (7). — С. 77–80.

19. От ППР к ABC и RCM // Новатор. — 2019. — №11 (5368). — С. 3.

20. СпецТек приглашает на семинары по управлению активами // Trim.ru: корпоративный сайт НПП «СпецТек». URL: http://trim.ru/seminari (дата обращения: 30.07.2019).

В 2018 г. исполнилось 40 лет с тех пор, как Стэнли Ноулан и Говард Хип в своем основополагающем исследовании [1] представили методологию RCM (Reliability-Centered Maintenance). Их идея состояла в том, что правила обслуживания оборудования должны определяться последствиями отказа, а не только природой и параметрами самого отказа. Аналогичную идею мы находим в отечественных публикациях того времени [2].

В стандарте [3] дан русскоязычный аналог RCM — надежностно-ориентированное техническое обслуживание (НОТО). Согласно стандарту, RCM представляет собой методологию выбора политик управления отказами и формирования из них программы работ, сочетающей действия по техническому обслуживанию и разовые изменения (изменения правил эксплуатации, конструктивные изменения, обучение персонала), и отвечающей профилю рисков, связанных с отказами.

Истоки RCM следует искать во второй половине XX века, в практике проектирования, производства и эксплуатации воздушных судов. Тогда считалось, что вероятность отказа всегда увеличивается с возрастом, и для каждого элемента существует значение наработки, по достижении которого следует ремонт или замена. Нужно только правильно определить это значение, а если надежность недостаточна, ремонтировать нужно чаще.

В итоге программы обслуживания разрастались, росли и затраты, но это не сопровождалось ростом надежности. Многие отказы оказалось невозможно предотвратить «правильными» ремонтами, как бы часто они ни выполнялись. Доступность флота снизилась из‑за перегруженности обслуживанием. Авиакомпании заинтересовались оптимизацией программ обслуживания для снижения издержек при обеспечении безопасности.

В 1965 году была разработана методика принятия решений при формировании программы обслуживания, а в 1968 году она нашла воплощение в документе «Справочник: оценка и разработка программ обслуживания», более известном как MSG-1. Последующее ее улучшение привело в 1970 году к созданию MSG-2.

MSG-1 и MSG-2 были предназначены для разработки первоначальных программ обслуживания самолетов и нацелены на исключение избыточного обслуживания без снижения безопасности и летной годности. Они не предполагали использование данных, накапливаемых по ходу эксплуатации.

Для Цитирования:
Антоненко И.Н., Становление обслуживания, ориентированного на надежность. Конструкторское Бюро. 2019;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: