Сто сорок лет назад, в сентябре 1878 г., произошло слияние двух учебных заведений, находившихся в ведении Межевой Канцелярии — Константиновского межевого института (КМИ) и Школы межевых топографов. Процесс их объединения начался в 1873 г., когда институт из городской усадьбы Куракиных на Старой Басманной улице переехал в более просторное здание в Гороховском переулке1 , где размещалась Школа межевых топографов.
Константиновский межевой институт — один из старейших вузов России, поэтому его история достаточно хорошо изучена, в отличие от истории Школы межевых топографов — профессионального технического училища для обучения практическому землемерию. Между тем, связь этих учебных заведений без преувеличения можно назвать неразрывной. Вопервых, и Константиновское землемерное училище (до 1835 г.), и Школа межевых топографов (до 1861 г.) входили в состав Межевого корпуса Министерства юстиции России; во‑вторых, их учебные общеобразовательные программы, преподавательский состав, даже правила внутреннего распорядка ко второй половине XIX в. были практически одинаковыми. Более того, в конце 1860‑х гг. формальный статус выпускников этих учебных заведений был идентичным, что впоследствии стало основной причиной ликвидации Школы межевых топографов и постепенного перевода ее воспитанников в Константиновский межевой институт.
Начало Школе межевых топографов положило образование «классов чертежников и кантонистов2 » при Межевой канцелярии в 1835 г. К этому времени нехватка кадров для проведения специального межевания сохранялась. Межевые учреждения не справлялись с огромным объемом работ по упорядочению землевладений и землепользований.
Результатом масштабной ревизии Межевого ведомства с целью «приведения оного в лучшее устройство»3 стал Высочайший указ Сенату от 10 мая 1835 г., который среди прочего предписывал истребовать из Военного ведомства «в течение пяти лет двести кантонистов, оказавших успехи в математике, черчении и чистописании, по 40 человек ежегодно»4 . Этот документ и положил начало будущей Школе межевых топографов.