Рынок грузового транспорта показал в 2017 году разнонаправленную динамику: объем продаж новых грузовиков вырос в 1,5 раза, до 80,2 тыс. единиц, тогда как спрос на вторичном рынке снизился на 1%, составив 280 тыс. автомобилей. В России средний возраст грузового парка — 19 лет, тогда как в Европе или США этот показатель не выше 5–7 лет. Изношенность ресурсов сказывается на рентабельности бизнеса — обслуживание новой техники в разы дешевле, чем техники с пробегом.
Лидером рынка как подержанных, так и новых грузовиков является КАМАЗ. Самыми востребованными новыми моделями в 2017 году стали КАМАЗ-43118, Mercedes-Benz Actros и «Газон Next». Основные марки-лидеры в сегменте LCV: ГАЗ, УАЗ, LADA, Mercedes-Benz, Ford. Более 25% вторичных продаж грузовиков приходится на КАМАЗ, в прошлом году было реализовано 71,5 тыс. единиц (на 1% меньше, чем в 2016 году), на втором месте — ГАЗ с продажами в 27,7 тыс. машин (+1%), на третьем месте — белорусский МАЗ (25,4 тыс. штук; +0,5%).
В сегменте мало- и среднетоннажных грузовиков в 2017 году лидерами стали ГАЗ, Isuzu, КАМАЗ. В ближайшем будущем лидеров рынка могут потеснить китайские грузовики — в 2017 году динамика роста продаж Foton в России составила 612% (с 75 до 534 единиц), тогда как у одного из лидеров рынка, Isuzu, — 19%. Бренд грузового транспорта Foton появился на российском рынке в 2016 году и сразу показал уверенную динамику продаж. Успех марки объясняется эффектом низкой базы, но важным фактором роста популярности бренда стало сочетание «цена — качество».
Перспективы роста продаж малои среднетоннажных грузовиков в России в 2018 году аналитики ГК «АвтоСпецЦентр» оценивают как положительные. Объективные причины этого — открытие производств на территории России (см. «Автотранспорт» № 12/2017). При поддержке правительства Московской области весной 2018 года в регионе начнется строительство завода Hino, что значительно увеличит конкурентоспособность бренда, так как позволит, с одной стороны, избежать ввозных пошлин и снизить себестоимость продукции, а с другой — претендовать на господдержку в виде индексации утилизационного сбора. Ранее по этому пути пошел японский автопроизводитель Fuso, открыв производство в Набережных Челнах, что позволило уже через год после этого увеличить продажи Fuso на 26%.