В современном бизнесе стандарты в области менеджмента давно и прочно заняли достойное место в качестве инструментов для развития и совершенствования внутренней системы управления, повышения эффективности и результативности деятельности компаний, внедрения передовых международных и отраслевых практик в области менеджмента в структуру организации и т. д. Кроме того, стандарты в области менеджмента являются надежной основой для снижения внутренних и внешних торговых барьеров, обеспечения надежности деятельности поставщиков, улучшения имиджа компании в глазах заинтересованных сторон и т. д.
Первой группой стандартов в области менеджмента в том виде, в котором мы их знаем сейчас, можно считать серию международных стандартов в области менеджмента качества — ИСО 9000, разработанных и управляемых Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации ISO. Первая версия данных стандартов была опубликована в 1987 г. Принято считать, что в основу данной серии был заложен британский стандарт BS 5750, который, в свою очередь, базировался на британских стандартах в области качества для предприятий военно-промышленного комплекса. В настоящее время действует четвертая версия стандартов данной серии. Публикация пятой версии запланирована на 2015 г., и в настоящее время на обсуждении находится проект международного стандарта (DIS). По по следним данным ИСО, в мире действует более 1 100 000 сертификатов соответствия требованиям ИСО 9001.
Интерес и востребованность стандартов серии ISO 9000, их универсальность, удобство в использовании и передовые подходы в области управления, заложенные в них, привели к дальнейшему развитию стандартов в различных областях деятельности организаций.
Наиболее популярными международными стандартами ИСО в области менеджмента, помимо стандартов ИСО серии 9000, в настоящее время являются:
• стандарты ИСО серии 14000 в области экологического менеджмента (первый стандарт опубликован в 1996 г.);