Современная экономическая ситуация такова, что введение в организацию новых, но уже апробированных систем управления гарантирует лечебно-профилактическим учреждениям увеличение эффективности работы при минимальных энергетических и экономических затратах. Качество оказания медицинских услуг становится на порядок выше. Самым простым и эффективным средством достижения данных целей становится система менеджмента качества, основанная на требованиях международного стандарта ISO 9001.
ИСО (International Organization for Standardization, ISO) — международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1947 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации, на основе двух организаций: ISA (International Federation of the National Standardizing Associations), учрежденной в Нью-Йорке в 1926 г. (расформирована в 1942 г.) и UNSCC (United Nations Standards Coordinating Committee), учрежденной в 1944 г. Фактически ее работа началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. 23 сентября 2005 г. Россия вошла в Совет ИСО. Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации, ИСО занимается проблемами сертификации [1].
Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путем внедрения в национальные стандарты разных стран. ISO 9000 — серия международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий. Серия стандартов ISO 9000 разработана Техническим комитетом 176 (ТК 176) Международной организации по стандартизации. В основе стандартов лежат идеи и положения теории всеобщего менеджмента качества (TQM). Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.