Ужесточение требований по энергоэффективности связано с несколькими факторами.
Во-первых, ожидается падение общего уровня энергопроизводства. При этом сильно возрастет доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе: с 21% в 2020 г. до 24% – в 2030 г. и 31% – в 2050-м. Это в свою очередь потребует снижения числа энергоемких потребителей, особенно не связанных с промышленностью (т.е. в основном речь идет о ЖКХ и аграрном секторе).
Во-вторых, планируется рост издержек в энергетической отрасли, связанных с прогнозируемым в ближайшей перспективе повышением цен на ископаемое топливо. Они стабилизируются не раньше 2030 г. Предполагается, что в связи с этими факторами общие затраты на энергосистемы увеличатся примерно до 12,3% ВВП ЕС к 2020 г. Как следствие, средние розничные цены на электроэнергию будут неуклонно повышаться – до 18% (по сравнению с уровнем 2010 г.) к 2030-му. В период 2030–2040 гг. рост стабилизируется на 20% ежегодно.
Для достижения заявленных в прогнозе целей единственным способом является сокращение электропотребления, причем без последствий для роста промышленности и других производящих отраслей. Очевидным значительным резервом такого снижения была и остается энергоэффективность применяемого электрооборудования, главным образом – электродвигателей.
По различным оценкам, именно на долю моторов приходится до 46% от общемирового потребления электроэнергии. 70% от этого количества «съедают» двигатели промышленного назначения (до 80% – асинхронные моторы). При этом усредненный КПД электродвигателей составляет около 70%2 . Очевидно, что повышение доли энергоэффективного оборудования, выведение из технологических схем устаревших моделей и разработка новых конструктивных решений помогут заметно сократить энергозатраты.
Чтобы стимулировать и гармонизировать этот процесс, Международная электротехническая комиссия (International Electrotechnical Commission; IEC, МЭК) в 2014 г. предложила ввести обновленную систему классификации электродвигателей по уровню энергоэффективности. Это добровольный стандарт, принятый на основе консенсуса интересов производителей и потребителей разных стран.