Принятие в самом конце 2012 года Федерального закона № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и утверждение Концепции учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт) свидетельствуют о развитии нормативного обеспечения отечественной системы среднего образования. Этот процесс заметен и в отношении оценивания результатов освоения школьниками учебной программы.
Наиболее отработано нормативно-правовое обеспечение проведения Единого государственного экзамена. На данный момент при всех его недостатках и слабых сторонах ЕГЭ является единственным отлаженным механизмом всеобщей оценки результатов обучения школьников. Ежегодно приказами Минобрнауки России переутверждаются основополагающие документы, регулирующие проведение ЕГЭ, в частности Порядок проведения Единого государственного экзамена. Изначально ЕГЭ строился как единая система разработки заданий, логики их проверки и подготовки экспертов для проверки заданий части С. Все изменения, которые претерпела система за время экспериментального проведения экзамена и его всеобщего введения в практику, касались одновременно всех ее компонентов. По аналогии с системой ЕГЭ строится и вводимая в действие система Государственной итоговой аттестации (ГИА).
По другой логике проходит стандартизация альтернативной формы оценки достижений учащихся в области отечественной истории — Всероссийской олимпиады школьников по истории. В конце 2000-х — начале 2010-х годов при подготовке и проведении различных этапов олимпиады постепенно обеспечивались требованиями по проведению и рекомендациями по разработке заданий сначала региональный, затем муниципальный этапы. Наконец, в 2013 году были опубликованы требования к разработке заданий и проведению начального, школьного этапа Всероссийской олимпиады. Долгое время Всероссийская олимпиада школьников по истории (впервые состоялась в 2000 году) проводилась в соответствии с положением, утверждаемым Минобрнауки России (последнее — Положение о Всероссийской олимпиаде школьников, приказ от 02.12.2009 № 695). Лишь в последние годы участие учащихся в олимпиадах нашло отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте и Законе об образовании. Таким образом, в отличие от ЕГЭ в олимпийском движении постепенно происходило узаконивание опыта проведения этого первенства.