Прежде чем навесные вентфасады современной конфигурации вошли в употребление, должна была появиться сама идея вентилируемой полости стены. Прототип подобной конструкции был впервые придуман и опробован французским мэтром архитектуры Шарль-Эдуаром Жаннере-Гри, широко известным миру под псевдонимом Ле Корбюзье. Его инновационная идея заключалась в том, чтобы оставить зазор между внутренним и внешним слоями стены здания и проложить в нем нагревающие или охлаждающие трубки. Решение было опробовано на вилле Швоб в Швейцарии в 1916 году и затем предложено для реализации в ряде других проектов, в том числе в здании Центросоюза (Наркомлегпрома) в Москве конца 1920-х. Расскажем обо всем по порядку.
Вилла часового фабриканта Анатоля Швоба (Anatole Schwob) стала последней работой Ле Корбюзье в его родном городе Ла-Шо-де-Фон перед отъездом архитектора в Париж. Проект был разработан зодчим под впечатлением от поездки по Турции. Это и определило стилистику постройки (горожане прозвали ее «турецкой виллой»). Здание виллы представляет собой железобетонный каркас, конструкция которого была запатентована Ле Корбюзье в 1914 году. Наружные стены облицованы декоративным кирпичом терракотового цвета с кремовыми штукатурными вставками. С несколько «закрытым» со стороны улицы северным фасадом виллы контрастирует ее «открытый» южный фасад, обращенный в сад и имеющий обширное остекление. Именно при создании этого остекления и была задействована технология mur neutralisant (нейтрализующая стена), которая описана выше.
Точно таким же образом был сконструирован фасад здания Центросоюза в Москве, которое относится к числу наиболее интересных архитектурных раритетов не только России, но и всего мира, являя собой образец европейского модернизма конца 1920х годов. Это один из первых в Европе больших офисных комплексов со сплошным остеклением. Его проект был выбран по результатам открытого конкурса, проведенного в 1928 году. Помимо наших архитекторовконструктивистов, в нем также участвовало несколько приглашенных иностранцев, в их число входил и Ле Корбузье, которому в итоге была присуждена победа. По тем временам Центросоюз представлял собой довольно большое сооружение. Гигантские поверхности стекла на фасадах, открытые стойкиопоры, поддерживающие блоки офисов, и свободные пространства первого этажа вписывались в общую канву «интернационального стиля», обретшего настоящую популярность пару десятков лет спустя.