В последние месяцы вопросы иммиграции приобрели небывалую остроту, их обсуждение вышло на первые полосы газет, научных изданий, сайтов. Этому способствовали два основных фактора: наплыв беженцев из стран Ближнего Востока и Северной Африки в Европу и развернувшаяся избирательная кампания в США.
В отличие от Германии или Франции, в Соединенных Штатах в реальной жизни ничего чрезвычайного в сфере иммиграции не происходило, хотя за европейскими событиями там наблюдают очень внимательно. Тем не менее, все без исключения претенденты на президентскую номинацию от обеих партий сочли необходимым обозначить свою позицию по данному вопросу в самых первых публичных выступлениях. Страна, созданная переселенцами, продолжает и сегодня принимать массы иммигрантов, оказывающих серьезное воздействие на экономическую, социальную, политическую динамику общества. Поэтому споры об оценке и степени этого влияния, об эффективности иммиграционной политики экономистами и политиками ведутся постоянно, приобретая особый накал в предвыборные периоды.
В последние десятилетия поток въезжающих в США непрерывно растет. Если в прошлом при характеристике масштабов иммиграции выделялись периоды, когда численность вновь прибывающих резко возрастала, а затем сокращалась (так называемые «волны»), то начиная с 70-х годов прошлого века наблюдается нарастающий от десятилетия к десятилетию вал, не обнаруживающий скольконибудь серьезных признаков спада даже в периоды экономических кризисов. Численность проживающих в стране людей, родившихся за ее пределами, сейчас превышает 42 млн (13 с лишним процентов населения), что вчетверо больше, чем в 1970-е, хотя пока ниже исторического максимума 1890 г. [1].
Не менее важны и сдвиги в расово-этнической структуре миграции. Доля европейцев в потоке въезжающих в последние 50 лет постоянно сокращается, а процент выходцев из стран Латинской Америки и Азии стабильно растет. В нашем веке странами, давшими наибольшее число иммигрантов, стали Мексика, Китай, Филиппины, Индия. Мексика долгие годы возглавляла список стран-доноров, на ее граждан приходилась почти треть всего иммигрантского потока. В 2013 г. впервые лидерами стали Китай и Индия, оттеснив Мексику на третье место. Значительный процент приходится на выходцев из других латиноамериканских стран и стран Азии (Вьетнам, Корея). В последние годы увеличивается число приезжающих из нестабильных стран — Пакистана, Ирака, Сомали, Эфиопии, Сирии.