По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений

Марина Борисовна Добробаба доктор юридических наук, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Сергей Евгеньевич Чаннов доктор юридических наук, профессор, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина — филиал РАНХиГС, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Привлечение к любому виду юридической ответственности, как правило, связано с установлением какого-либо срока с момента совершения и/или обнаружения совершенного правонарушения. Установлены такие сроки и применительно к дисциплинарной ответственности государственных служащих за совершение коррупционных правонарушений. По мнению авторов статьи, повышению эффективности института дисциплинарной ответственности служащих способствовало бы введение в теорию и практику служебного права понятия длящегося коррупционного правонарушения с установлением особенностей исчисления сроков при его совершении.

Литература:

1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. — 7-е изд. — М.: Проспект, 2011. — 1296 с.

Как указал Конституционный суд Российской Федерации применительно к гражданской службе в определении от 25.09.2014 № 1858-О, закрепление ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» шестимесячного срока со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, являющегося по своему характеру пресекательным, призвано ограничить период неопределенности правового положения государственного гражданского служащего, находящегося под угрозой увольнения со службы в связи с утратой доверия, и тем самым направлено на защиту прав и законных интересов лиц, проходящих государственную гражданскую службу. Установление срока применения взыскания в виде увольнения за коррупционное правонарушение имеет целью создание дополнительных гарантий от произвольных (незаконных) увольнений с государственной гражданской службы, не предполагает его произвольного применения и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права государственных гражданских служащих.

При этом сроки, установленные для привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений, больше, чем сроки привлечения к ответственности за совершение «обычных» дисциплинарных проступков. Обусловливается это, с одной стороны, повышенной опасностью первых (по крайней мере презюмируемой), а с другой — сложностью их выявления и установления всех обстоятельств. Коррупционные правонарушения обладают высокой латентностью, в силу чего выявляются во многих случаях спустя месяцы и годы после их совершения, нередко в ходе различных проверок. При этом законодатель устанавливает и более сложную процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности за их совершение (по сравнению с общей дисциплинарной процедурой).

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что взыскания за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки также не включается время производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 59.3).

Для Цитирования:
Марина Борисовна Добробаба, Сергей Евгеньевич Чаннов, Сроки привлечения к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений. ЗАГС. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала