Технологическая операция загрузки твердых бытовых отходов (ТБО) в мусоровоз состоит из поворота рычага и переворачивания захвата контейнера [1–3]. Из общей продолжительности технологической операции загрузки ТБО в мусоровоз время переворачивания захвата контейнера составляет 25 %. Изношенность автопарка мусоровозов коммунальных предприятий Украины составляет почти 70 % [2]. В соответствии с постановлением кабинета министров Украины № 265 [4] обеспечение применения современных высокоэффективных мусоровозов в коммунальном хозяйстве страны является актуальной научно-технической проблемой.
Одним из недостатков известных механизмов переворачивания контейнера с ТБО в кузов мусоровоза [1, 5, 6] является низкая надежность разгрузки. Это вызвано тем, что при переворачивании контейнера с ТБО в кузов мусоровоза возможна его неполная разгрузка, вызванная самоуплотнением отходов при наполнении ними контейнера, а также их механической (структурной) связностью и способностью налипать на стенки контейнера с углом наклона к горизонту до 65...70°.
Для устранения указанного недостатка предложена схема гидропривода переворачивания контейнера с ТБО в кузов мусоровоза, в котором за счет введения новых конструктивных элементов и связей достигается обеспечение при обратном ходе парных гидроцилиндров вибрационное встряхивание отходов в кузов мусоровоза из контейнера в случае его неполной разгрузки, что приводит к повышению надежности работы мусоровоза за счет устранения вероятности неполной разгрузки контейнера с ТБО.
Предложенная схема гидропривода вибрационного встряхивателя контейнера с ТБО в кузов мусоровоза защищена патентом Украины на полезную модель 91672 U [7] и приведена на рисунке.
Гидропривод переворачивания контейнера с ТБО в кузов мусоровоза работает следующим образом: после подъема парных рычагов 8 в верхнее положение осуществляется переворачивание захвата 9 для контейнера 12. Управление парными гидроцилиндрами 1 через поршневую магистраль 10 и штоковую магистраль 11 осуществляется трёхпозиционным гидрораспределителем 3. Привод переворачивания контейнера 12 осуществляется с помощью парных гидроцилиндров 1, питание которых осуществляется от гидронасоса 2. При этом управляемый с помощью двухпозиционного гидрораспределителя 13, ГИД 5 при обратном ходе парных гидроцилиндров 1 обеспечивает генерирование импульсов давления для вибрационного встряхивателя ТБО в кузов мусоровоза из контейнера 12 в случае его неполной разгрузки. При превышении давления в гидросистеме срабатывает предохранительный клапан 4, который через фильтр 6 стравливает часть рабочей жидкости в маслобак 7.