Современные цифровые сервисы поиска и приобретения лекарственных препаратов имеют широкие возможности для работы с потенциальными и лояльными потребителями. Регулярно совершенствуя свой функционал и содержательное наполнение цифрового ресурса, аптечные бренды получают преимущества на отраслевом рынке. В рамках изучения указанных возможностей в работе был проведен сравнительный анализ современных цифровых сервисов поиска и приобретения лекарственных препаратов.
Показатели, которые можно использовать в сравнительном анализе цифровых сервисов, выбираются в зависимости от конкретных задач. Для данного исследования наиболее важными метриками являются интуитивная навигация на сайте, полная и удобная для изучения информация о препарате, количество и удобство фильтров поиска позиций и функционал карты в цифровых сервисах онлайн-аптек.
Для анализа были отобраны крупнейшие по представительству на рынке аптеки, имеющие сайты с функционалом онлайн-заказов («Аптека.ру», «СБЕР ЕАПТЕКА», «Ютека», «Ригла», «Здравсити», «Асна», «36.6», wer.ru, «Фармакопейка» и «ПроАптека»). Выбор указанных брендов аптечных сетей был определен рейтингом Роскачества. Сравниваемые показатели были разделены на три группы:
• общий функционал сайта;
• количество и удобство предоставленной информации о лекарственном препарате;
• функционал картографических сервисов.
Оценка проводилась по таким критериям, как общий дизайн и удобство интерфейса, наличие интуитивно понятной навигации, адаптивный дизайн, функциональность поисковой системы, система сортировки, страница с товарами, страница оформления заказа, данные для оформления заказа, отзывы и рейтинги, личный кабинет пользователя, а также безопасность и конфиденциальность. Оценка проводилась с использованием шкалы оценок (+/–) для каждого критерия.
Общий дизайн и удобство интерфейса с положительной позиции оценивалось в случае, если на сайте аптечного сервиса представлена исчерпывающе интуитивно понятная навигация, мягкие цветовые сочетания, а также использование известных практик оформления веб-сайта (максимальное использование ударной части страницы, учет возможностей пользователя ошибиться и др.).