По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-13-2304-02

Сравнительный анализ современных цифровых сервисов приобретения лекарственных препаратов

Шаховский Тимофей Олегович магистр кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет)» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва
Вяткина Надежда Юрьевна старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук, Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет)» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3647-0066, e-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru

В настоящее время рынок онлайн-аптек представлен рядом крупных фармацевтических игроков, к числу которых можно отнести apteka.ru, eapteka.ru, ozon.ru. Учитывая высокую плотность рынка, а также то, что лекарственные препараты являются товарами повседневного спроса, становится очевидным необходимость повышения конкурентоспособности бренда аптеки. Сегодня клиенту онлайн-аптек становится важным возможность выбора лучшего ценового предложения, доступность большого ассортимента, удобный поиск и сравнение препаратов по различным категориям, а также возможности доставки и самовывоза. Современные сервисы поиска и приобретения лекарственных препаратов обладают разнообразным возможностями, позволяющими сделать интернет-сервис удобным для использования, а также для наращивания конкурентных преимуществ аптечного бренда. Таким образом, современный потребитель интернет-аптек ориентируется на сервис (бренд), который будет удовлетворять его запросам, в том числе с использованием картографических сервисов для комфортного поиска.

Литература:

1. Чуднов А. А., Умаров С. З. Интернет-аптеки в условиях меняющегося законодательства, регулирующего дистанционную торговлю лекарственными препаратами. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2020; 22 (8): 75-80.

2. Дрёмова Н. Б., Афанасьева Т. Г., Афанасьева Н. И., Чеботок В. В. Цифровой маркетинг в фармации: перспективы и результаты. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2021; 23 (3): 80-87.

3. Вардомацкая Л. П. Инновационная маркетинговая стратегия организации фармацевтического рынка. Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2018; 9 (3): 48-56.

4. Медведева Е. И., Крошилин С. В., Авачёва Т. Г. Трансформация парадигмы потребления в современном российском обществе. Наука. Культура. Общество. 2023; 1: 60-77.

5. Loo J, Greaves G, Lewis PJ. Exploring patients» pharmacy stories: an analysis of online feedback. Int J Clin Pharm. 2021 Dec; 43 (6): 1584-1593. doi: 6.1007/s11096-021-01287-2. Epub 2021 Jun 19. PMID: 34146233; PMCID: PMC8213531.

1. Chudnov A.A., Umarov S.Z. Internet-apteki v usloviiakh meniaiushchegosia zakonodatelstva, reguliruiushchego distantsionnuiu torgovliu lekarstvennymi preparatami [Internet pharmacies in the context of changing legislation governing the distance sale of medicines]. Medical and Pharmaceutical Journal "Puls" [Pulse], No. 22(8), 2020. P. 75-80. (In Russ.)

2. Dremova N.B., Afanasieva T.G., Afanasieva N.I., Chebotok V.V. Tsifrovoi marketing v farmatsii: perspektivy i rezultaty [Digital marketing in pharmacy: perspectives and results]. Medical and Pharmaceutical Journal "Puls" [Pulse], No. 23(3), 2021. P. 80-87. (In Russ.)

3. Vardomatskaia L.P. Innovatsionnaia marketingovaia strategiia organizatsii farmatsevticheskogo rynka [Innovative marketing strategy for organizing the pharmaceutical market]. Voprosy regulirovaniia ekonomiki [Journal of Economic Regulation], No. 9(3), 2018. P. 48-56. (In Russ.)

4. Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Avacheva T.G. Transformatsiia paradigmy potrebleniia v sovremennom rossiiskom obshchestve [Transformation of the consumption paradigm in modern Russian society] // Nauka. Kultura. Obshchestvo [Science. Culture. Society]. 2023. No. 1. P. 60-77. (In Russ.)

5. Loo J, Greaves G, Lewis PJ. Exploring patients' pharmacy stories: an analysis of online feedback. Int J Clin Pharm. 2021 Dec;43(6):1584-1593. doi: 6.1007/s11096-02101287-2. Epub 2021 Jun 19. PMID: 34146233; PMCID: PMC8213531.

Современные цифровые сервисы поиска и приобретения лекарственных препаратов имеют широкие возможности для работы с потенциальными и лояльными потребителями. Регулярно совершенствуя свой функционал и содержательное наполнение цифрового ресурса, аптечные бренды получают преимущества на отраслевом рынке. В рамках изучения указанных возможностей в работе был проведен сравнительный анализ современных цифровых сервисов поиска и приобретения лекарственных препаратов.

Показатели, которые можно использовать в сравнительном анализе цифровых сервисов, выбираются в зависимости от конкретных задач. Для данного исследования наиболее важными метриками являются интуитивная навигация на сайте, полная и удобная для изучения информация о препарате, количество и удобство фильтров поиска позиций и функционал карты в цифровых сервисах онлайн-аптек.

Для анализа были отобраны крупнейшие по представительству на рынке аптеки, имеющие сайты с функционалом онлайн-заказов («Аптека.ру», «СБЕР ЕАПТЕКА», «Ютека», «Ригла», «Здравсити», «Асна», «36.6», wer.ru, «Фармакопейка» и «ПроАптека»). Выбор указанных брендов аптечных сетей был определен рейтингом Роскачества. Сравниваемые показатели были разделены на три группы:

• общий функционал сайта;

• количество и удобство предоставленной информации о лекарственном препарате;

• функционал картографических сервисов.

Оценка проводилась по таким критериям, как общий дизайн и удобство интерфейса, наличие интуитивно понятной навигации, адаптивный дизайн, функциональность поисковой системы, система сортировки, страница с товарами, страница оформления заказа, данные для оформления заказа, отзывы и рейтинги, личный кабинет пользователя, а также безопасность и конфиденциальность. Оценка проводилась с использованием шкалы оценок (+/–) для каждого критерия.

Общий дизайн и удобство интерфейса с положительной позиции оценивалось в случае, если на сайте аптечного сервиса представлена исчерпывающе интуитивно понятная навигация, мягкие цветовые сочетания, а также использование известных практик оформления веб-сайта (максимальное использование ударной части страницы, учет возможностей пользователя ошибиться и др.).

Для Цитирования:
Шаховский Тимофей Олегович, Вяткина Надежда Юрьевна, Сравнительный анализ современных цифровых сервисов приобретения лекарственных препаратов. Фармацевтическое дело и технология лекарств. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: