Психовегетативный синдром является облигатным для тревожно-депрессивных расстройств [5]. Ранее нами обнаружено, что пациенты с генерализованным тревожным расстройством (ГТР) значительно отличаются от пациентов с неврастенией по характеру изменений когнитивного компонента Р300, уровню тревоги и депрессии, выраженности изменений когнитивных функций, что, вероятнее всего, отражает различные характер и степень функциональных нарушений неспецифических систем мозга при этих формах заболеваний.
Наиболее выраженные изменения параметров Р300 и нарушения направленного внимания и кратковременной памяти наблюдаются при неврастении, для которой характерна также более высокая степень депрессии. Предполагается, что нарушение функционирования лимбико-ретикулярных структур мозга является важным нейрофизиологическим механизмом патологии внимания и памяти, нарушения адаптации и эмоциональной сферы при ГТР и неврастении [7]. В исследованиях, проведенных в амбулаторно-поликлинической сети Москвы с участием 31 пациента с расстройствами тревожно-депрессивного спектра (РТДС), было установлено, что тревога сопряжена с нарушениями внимания, приводящими к затруднению познавательной деятельности, тогда как депрессия в большей степени ассоциирована с нарушениями управляющих функций. Около 80 % больных РТДС активно предъявляли жалобы на нарушения в познавательной сфере. В наибольшей степени они были обеспокоены снижением памяти. Они также существенно отличались от здоровых лиц большей частотой жалоб на затруднение концентрации и неустойчивость внимания, нарушения памяти на текущие и давние события [11]. Все это приводило к психосоциальной дезадаптации этой категории лиц. Ранее нами было обнаружено, что нарушение когнитивных функций приводит к психосоциальной дезадаптации у пациентов с разными формами психовегетативных расстройств [8].
При повышенном уровне депрессии отмечается нарушение нейродинамики когнитивных процессов. Снижение нейродинамики проявляется в увеличении времени реакции на внешние стимулы, снижении концентрации внимания и повышенной отвлекаемости от проводимой интеллектуальной работы. Для диагностики нейродинамических расстройств используются методики, в которых учитывается время выполнения интеллектуальных заданий.