В процессе проектирования и эксплуатации воздушных линий электропередачи часто возникает вопрос о том, как конструктивно выполнить данную линию электропередачи. В части расчета механических характеристик ВЛЭП применима стандартная методика нахождения механических нагрузок на элементы ВЛЭП [1–4]. Основная цель расчетов – это спроектировать механически надежную и эффективную экономически линию электропередачи, учитывая природноклиматические факторы региона. Воздействие различных климатических факторов на отдельные элементы ВЛЭП определяется в виде отдельных статистических величин, предельных механических воздействий, согласно действующим требованиям и с учетом климатических карт регионов [1]. В дополнение к сказанному нужно отметить, что в процессе проектирования часто возникает необходимость рассмотрения возможностей повышения пропускной способности ВЛЭП.
Согласно требованиям ПУЭ, выбор оптимального сечения проводов ВЛЭП-110 кВ производится по нормативным значениям экономической плотности тока в рамках значений от Fмин до Fмакс для стандартной номенклатуры сталеалюминевых проводов марки АС, закрепленной ГОСТ 839-80 [5]. Однако возможны случаи, когда при выбранных номинальных напряжениях, даже при Fтпч = Fмакс, пропускная способность линии оказывается недостаточной, другими словами, условие Pдоп ≥ Pнб не выполняется. В таких ситуациях приходится искать варианты нестандартных способов решения задачи, удовлетворяющие этому условию. При этом необходимо обеспечить требуемую степень надежности электроснабжения потребителей с одновременной экономической эффективностью таких решений.
Одним из таких вариантов является использование проводов с более высокой степенью стойкости к нагреву в сравнении с проводами марки АС. Внедрение названных нетрадиционных типов проводов позволит достичь, за счет увеличенной допустимой температуры провода, повышения (в 1,6–3 раза) передаваемой по ВЛ мощности [5].
Для повышения надежности и пропускной способности ВЛЭП-110 кВ к внедрению предложено три варианта проводов на основе композиционных материалов, которые в настоящее время широко используются за рубежом.