Учебные программы и процесс обучения далеко не всегда ориентированы на индивидуальные физиологические возможности студентов, порой освоение знаний достигается ценой значительных эмоциональных перегрузок, которые могут стать причиной психоэмоциональных стрессов и депрессии, невротических расстройств, нарушения сна, снижения качества жизни студентов в целом. Эта проблема занимает одно из центральных мест в современной системе высшего образования [1, 2].
Совершенствование и цифровизация процесса обучения в университетах в период пандемии COVID-19 необходимая мера по сохранению здоровья и обеспечению полноты учебного процесса, имеющая огромное социальное значение. Оптимальная организация обучения должна быть ориентирована на использование дистанционных образовательных технологий, повышение эффективности усвоения знаний при снижении эмоционального напряжения и стресса у студентов, вызванного социальной изоляцией и информационной перегрузкой, нерациональной организацией учебной деятельности. Поскольку пандемия COVID-19 явилась угрозой как физическому, так и психическому здоровью, благополучию человечества [3].
При реализации образовательных программ в учебных заведениях широко используются дистанционные образовательные технологии — это оптимизирует учебные задачи и дает возможность наиболее удобным образом распределить свободное время на другие цели. Это удобно как для обучающихся, так и для преподавательского состава образовательных организаций. Расширяются возможности электронной коммуникации педагогических работников со своими коллегами и обучающимися, значительная роль в повышении уровня образования приходится на тренинги, вебинары, конференции и другие массовые профессиональные мероприятия. Кроме того, все больше возрастает тенденция сочетания аудиторного и внеаудиторного обучения, которые обеспечивается дистанционной и смешанной формой обучения [4, 5, 6].
Дистанционные образовательные технологии обладают вариативностью, интерактивностью, мультимедийностью, адаптивностью, структурированностью. Используются для процесса обучения и отвечают принципу персонализированного подхода в образовании, реализуются путем информационной и телекоммуникационной передачи данных, направлены на групповую и самостоятельную работу обучающихся в цифровой среде [7].