По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2210-06

Сравнительная оценка качества жизни, сна и психоэмоционального напряжения у студентов при дистанционном и смешанном обучении

Елена Геннадьевна Гейко ассистент кафедры управления сестринской деятельностью, МИ ФГАОУ ВО РУДН, г. Москва, e-mail: geyko-eg@rudn.ru, geiko85@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4175-4867, eLibrary SPIN: 1734–1940
Иван Васильевич Радыш д.м.н., профессор, академик РЭА, зав. кафедрой управления сестринской деятельностью, МИ ФГАОУ ВО РУДН, г. Москва, e-mail: radysh-iv@rudn.ru, iradysh@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0939-6411, eLibrary SPIN: 4780–5985
Марина Станиславовна Артемьева д.м.н., профессор кафедры психиатрии и медицинской психологии, МИ ФГАОУ ВО РУДН, г. Москва, e-mail: msartemieva@mail.ru, artemyeva-ms@rudn.ru, ORCID: 0000-0002-8713-1438
Татьяна Геннадьевна Снегирева старший преподаватель кафедры управления сестринской деятельностью, МИ ФГАОУ ВО РУДН, г. Москва, e-mail: snegireva-tg@rudn.ru, snegireva_tg@pfur.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9346-1524, eLibrary SPIN: 9252–0920
Татьяна Владимировна Ляпунова к.м.н., доцент, кафедра медицинской информатики и телемедицины, МИ ФГАОУ ВО РУДН, г. Москва, e-mail: lyapunova-tv@rudn.ru, lyapunova_tv@pfur.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1141-0764, eLibrary SPIN: 9365–2337

Качество жизни, эмоциональное состояние и сон тесно связаны с процессом обучения, полноценным и успешным освоением дисциплин в рамках основной программы в высшем учебном заведении. От их качества зависит успеваемость, работоспособность и здоровье обучающихся. С марта 2020 года мир столкнулся с пандемией SARS-CoV-2. Пандемия COVID-19 внесла значительные изменения в социально-экономическую и политическую обстановку в странах, повлияла на образ жизни всего мира. Перемены произошли и в образовательном процессе — интеграция дистанционных образовательных технологий, глобальная цифровизация процесса обучения затронула все страны. Цель исследования. Сравнительная оценка качества жизни, сна и психологического здоровья у студентов, обучающихся по программам высшего сестринского образования в периоды дистанционного и смешанного обучения. Материалы и методы. Исследование проводилось с сентября по май 2021–2022 учебного года. В связи с пандемией COVID-19 студенты обучались в дистанционной и смешанной форме. В исследовании участвовали студенты 1–2-го курса, обучающиеся по программам высшего сестринского образования на кафедре управления сестринской деятельностью медицинского института Российского университета дружбы народов. В исследовании использовались опросники: качества жизни SF-36 (Medical Outcomes Study 36-item short form health survey), шкала сонливости Эпворта (Epworth Sleepiness Scale, ESS), опросник симптомов депрессии (Quick Inventory of Depressive Symptomatology, QIDS), Питтсбургский опросник на определение индекса качества сна (Pittsburgh Sleep Quality Index, PSQI). Результаты. В связи с переходом и адаптацией студентов к дистанционной форме обучения в университете в период социальной изоляции, нарушением общепринятого графика занятий и двигательной активности, гиподинамии, большой нагрузки на опорно-двигательный аппарат и зрение, а также цифровой нагрузки, обучающиеся стали отмечать снижение психоэмоционального фона настроения, легкую депрессию, апатию, снижение мотивации к обучению, повышение умственной утомляемости, когнитивные расстройства, нарушение ночного сна и бессонницу. По результатам исследования качество жизни, физическое и психическое здоровье, психоэмоциональное благополучие, общий фон настроения, качество сна и его характеристик достоверно лучше у студентов при смешанной форме обучения по сравнению с дистанционной.

Литература:

1. Глазачев О.С. Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса. Вестник Международной академии наук (Русская секция), Специальный выпуск: Материалы круглого стола «Экология человека: на пути становления гуманитарных образовательных технологий». 2011: 26–45.

2. Юматов Е. А. Глазачев О. С., Быкова Е. В., Потапова О. В., Дудник Е. Н., Перцов С. С. Психофизиология эмоций и эмоционального напряжения студентов: монография. Под ред. проф. Е.А. Юматова. 2017, М. ИТРК, 200 с.

3. Пизова Н. В., Пизов А. В. Депрессия и посттравматическое стрессовое расстройство при новой коронавирусной инфекции [Электронный ресурс] // Лечебное дело. 2020. № 1. С. 82–88. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressiya-i-posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-pri-novoy-koronavirusnoy-infektsii

4. Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович/ ЭЛЕКТРОННОЕ. ДИСТАНЦИОННОЕ И СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ С ПОЗИЦИЙ ИНФОКОММУНИКАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. № 6 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-distantsionnoe-i-smeshannoe-obuchenie-s-pozitsiy-infokommunikatsionnoy-obrazovatelnoy-paradigmy (дата обращения: 10.09.2022).

5. Чоросова Ольга Марковна, Горохова Нюргустана Ивановна, Иванова Акулина Ивановна, Иванова Мария Денисовна. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Педагогика. Психология. Философия. 2020. № 3 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-v-usloviyah-transformatsii-tsifrovogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.09.2022).

6. https://antitreningi.ru/info/online-obrazovanie/smeshannaya-forma-distancionnogo-obucheniya/Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16.

7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов /М.Е. Вайндорф-Сысоева, Т.С. Грязнова, В.А. Шитова; под общей редакцией М.Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва: Юрайт, 2018. — 194 с. — (Высшее образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт: сайт. — URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 10.09.2022).

8. Александров Андрей Юрьевич, Верещак Светлана Борисовна, Иванова Ольга Андреевна. Цифровизация российского образовательного пространства в контексте гарантий конституционного права на образование // Высшее образование в России. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-rossiyskogo-obrazovatelnogo-prostranstva-v-kontekste-garantiy-konstitutsionnogo-prava-na-obrazovanie (дата обращения: 10.09.2022).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 11.06.2022) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16.

10. Приказ от 23 августа 2017 года N 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2022 года).

11. Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями на 11 июня 2022 года).

12. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье. [Электронный ресурс] / Всемирная организация здравоохранения. — Электр. дан. — Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 10.09.2022).

13. Нарбут Николай Петрович, Алешковский Иван Андреевич, Гаспаришвили Александр Тенгизович, Крухмалева Оксана Валерьевна. Вынужденное дистанционное обучение как стимул технологических изменений высшей школы России // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vynuzhdennoe-distantsionnoe-obuchenie-kak-stimul-tehnologicheskih-izmeneniy-vysshey-shkoly-rossii (дата обращения: 10.09.2022).

14. Год на дистанте: с какими трудностями столкнулись студенты и чему нас научил массовый переход в онлайн / С.К. Бекова (научная редакция), И.А. Груздев, Р.Г. Калинин, Л.Р. Камальдинова, Н.Г. Малошонок, Е.А. Терентьев; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 60 с.

15. Пэн Лин, Рулиене Любовь Нимажаповна. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ-2020 НА РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УНИВЕРСИТЕТАХ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-2020-na-razvitie-obrazovatelnogo-protsessa-i-obrazovatelnogo-menedzhmenta-v-universitetah (дата обращения: 10.09.2022).

16. Кисляков Павел Александрович. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ СТРЕССУ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 // ПНиО. 2020. № 5 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-ustoychivost-studencheskoy-molodezhi-k-informatsionnomu-stressu-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (дата обращения: 10.09.2022).

17. Соколов Г.А. Особенности психоэмоциональных состояний студента при дистанционной форме обучения // Современное образование. — 2014. — № 1. — С. — 13.

18. Береснева Оксана Евгеньевна, Корнилова Ольга Алексеевна. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГСТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-koping-strategiy-u-studentov-razlichnyh-form-obucheniya-v-period-pandemii-covid-19 (дата обращения: 10.09.2022).

19. Климацкая Людмила Георгиевна, Дьячук Анна Анатольевна, Бочарова Юлия Юрьевна, Шпаков Андрей Иванович. СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ У СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ COVID-19. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sovladaniya-so-stressom-u-studentov-vo-vremya-pandemii-covid-19-metodologiya-issledovaniya-sovladayuschego-povedeniya (дата обращения: 10.09.2022).

20. Беляева Ю. Н., Шеметова Г. Н., Бабошкина Л. С., Гайдарова Д. С. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА // Современные проблемы науки и образования. — 2021. — № 1.; URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30506 (дата обращения: 10.09.2022).

21. Бочарова Юлия Юрьевна, Дьячук Анна Анатольевна, Климацкая Людмила Георгиевна, Кузина Дарья Владимировна, Черкасова Юлия Александровна. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ СОВЛАДАНИИ С ТРУДНОЙ СИТУАЦИЕЙ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2021. № 2 (56). URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-subektnosti-studentov-pri-sovladanii-s-trudnoy-situatsiey-perehoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-period (дата обращения: 10.09.2022).

22. Морозов А. В., Небродовская-Мазур Е. Ю., Матвеева И. П. Цифровая образовательная среда в период пандемии COVID-19: реалии и перспективы // Телескоп. 2022. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-period-pandemii-covid-19-realii-i-perspektivy (дата обращения: 10.09.2022).

23. Радина Надежда Константиновна, Балакина Юлия Владимировна. ВЫЗОВЫ ОБРАЗОВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ: ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ // Вопросы образования. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-obrazovaniyu-v-usloviyah-pandemii-obzor-issledovaniy (дата обращения: 10.09.2022).

1. Glazachev O. S. Sindrom emotsionalnogo vygoraniia u studentov vuzov: poiski putei optimizatsii pedagogicheskogo protsessa [Burnout syndrome in university students: searching for ways to optimize the pedagogical process]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia) [Bulletin of the International Academy of Sciences (Russian Section)], Special Issue: Proceedings of the Round Table «Human Ecology: On the Way of the Formation of Humanitarian Educational Technologies». 2011: 26–45. (In Russ.)

2. Iumatov E. A., Glazachev O. S., Bykova E. V., Potapova O. V., Dudnik E. N., Pertsov S. S. Psikhofiziologiia emotsii i emotsionalnogo napriazheniia studentov [Psychophysiology of emotions and emotional stress of students]: monograph. Ed. prof. E. A. Iumatov. 2017, M. ITRK, 200 p. (In Russ.)

3. Pizova N. V., Pizov A. V. Depressiia i posttravmaticheskoe stressovoe rasstroistvo pri novoi koronavirusnoi infektsii [Depression and post-traumatic stress disorder in the new coronavirus infection] [Electronic resource] // Lechebnoe delo [Medical Business]. 2020. № 1. P. 82–88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/depressiya-i-posttravmaticheskoe-stressovoe-rasstroystvo-pri-novoy-koronavirusnoy-infektsii. (In Russ.)

4. Starichenko B. E., Semenova I. N., Slepukhin A. V. Elektronnoe, distantsionnoe i smeshannoe obuchenie s pozitsii infokommunikatsionnoi obrazovatelnoi paradigmy [Electronic, distance and blended learning from the standpoint of infocommunication educational paradigm] // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. 2014. No. 6 (55). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/elektronnoe-distantsionnoe-i-smeshannoe-obuchenie-s-pozitsiy-infokommunikatsionnoy-obrazovatelnoy-paradigmy (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

5. Chorosova O. M., Gorokhova N. I., Ivanova A. I., Ivanova M. D. Sovremennoe sostoianie professionalnogo razvitiia pedagogov v usloviiakh transformatsii tsifrovogo obrazovaniia [The current state of the professional development of teachers in the context of the transformation of digital education] // Pedagogika. Psikhologiia. Filosofiia [Pedagogy. Psychology. Philosophy]. 2020. № 3 (19). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-professionalnogo-razvitiya-pedagogov-v-usloviyah-transformatsii-tsifrovogo-obrazovaniya (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

6. Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 (as amended on June 11, 2022) «On Education in the Russian Federation». Article 16. Available at: https://antitreningi.ru/info/online-obrazovanie/smeshannaya-forma-distancionnogo-obucheniya/ (In Russ.)

7. Vaindorf-Sysoeva, M. E. Metodika distantsionnogo obucheniia [Methods of distance learning]: textbook for higher educational institutions /M. E. Vaindorf-Sysoeva, T. S. Griaznova, V. A. Shitova; under the general editorship of M. E. Vaindorf-Sysoeva. — Moscow: Iurait, 2018. — 194 p. — (Higher education). — Text: electronic // EBS Iurait: site. — Available at: https:// urait.ru/bcode/413604. (accessed: 09/10/2022). (In Russ.)

8. Aleksandrov A. Iu., Vereshchak S. B., Ivanova O. A. Tsifrovizatsiia rossiiskogo obrazovatelnogo prostranstva v kontekste garantii konstitutsionnogo prava na obrazovanie [Digitalization of the Russian educational space in the context of guarantees of the constitutional right to education] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2019. № 10. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-rossiyskogo-obrazovatelnogo-prostranstva-v-kontekste-garantiy-konstitutsionnogo-prava-na-obrazovanie (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

9. Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ (as amended on June 11, 2022) «On Education in the Russian Federation». Article 16. (In Russ.)

10. Order of August 23, 2017 N 816 «On approval of the procedure for the use by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance learning technologies in the implementation of educational programs». Federal Law of November 21, 2011 N 323-FZ «On the basics of protecting the health of citizens in the Russian Federation» (as amended on June 11, 2022). (In Russ.)

11. Federal Law of November 21, 2011 N 323-FZ «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation» (as amended on June 11, 2022). (In Russ.)

12. World Health Organization. Mental Health. [Electronic resource] / World Health Organization. — Electronic data. — Available at: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (accessed 10.09.2022). (In Russ.)

13. Narbut N. P., Aleshkovskii I. A., Gasparishvili A. T., Krukhmaleva O. V. Vynuzhdennoe distantsionnoe obuchenie kak stimul tekhnologicheskikh izmenenii vysshei shkoly Rossii [Forced distance learning as a stimulus for technological changes in higher education in Russia]. Vestnik RUDN [Bulletin of the RUDN University]. Series: Sociology. 2020. № 3. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vynuzhdennoe-distantsionnoe-obuchenie-kak-stimul-tehnologicheskih-izmeneniy-vysshey-shkoly-rossii (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

14. God na distante: s kakimi trudnostiami stolknulis' studenty i chemu nas nauchil massovyi perekhod v onlain [A year at a distance: what difficulties did students face and what did the mass transition to online teach us] / S. K. Bekova (scientific editorial board), I. A. Gruzdev, R. G. Kalinin, L. R. Kamaldinova, N. G. Maloshonok, E. A. Terentiev; National Research University Higher School of Economics, Institute of Education. — M.: NRU HSE, 2021. — 60 p. (In Russ.)

15. Peng Ling, Ruliene L. N. Vliianie pandemii-2020 na razvitie obrazovatelnogo protsessa i obrazovatelnogo menedzhmenta v universitetakh [Influence of the pandemic-2020 on the development of the educational process and educational management in higher educational institutions]// Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky]. Series: Social Sciences. 2020. № 4 (60). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-pandemii-2020-na-razvitie-obrazovatelnogo-protsessa-i-obrazovatelnogo-menedzhmenta-v-universitetah (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

16. Kisliakov P. A. Psikhologicheskaia ustoichivost studencheskoi molodezhi k informatsionnomu stressu v usloviiakh pandemii COVID-19 [Psychological stability of student youth to informational stress in the context of the COVID-19 pandemic] // PNiO. 2020. No. 5 (47). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-ustoychivost-studencheskoy-molodezhi-k-informatsionnomu-stressu-v-usloviyah-pandemii-covid-19 (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

17. Sokolov G. A. Osobennosti psikhoemotsionalnykh sostoianii studenta pri distantsionnoi forme obucheniia [Peculiarities of psycho-emotional states of a student in distance learning] // Sovremennoe obrazovanie [Modern Education]. — 2014. — No. 1. — P. 13. (In Russ.)

18. Beresneva O. E., Kornilova O. A. Vzaimosviaz emotsionalnogo intellekta i koping-strategii u studentov razlichnykh form obucheniia v period pandemii COVID-19 [The relationship of emotional intelligence and coping strategies among students of various forms of education during the COVID-19 pandemic] // Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2022. № 1 (124). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-emotsionalnogo-intellekta-i-koping-strategiy-u-studentov-razlichnyh-form-obucheniya-v-period-pandemii-covid-19 (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

19. Klimatskaia L. G., Diachuk A. A., Bocharova Iu. Iu., Shpakov A. I. Strategii sovladaniia so stressom u studentov vo vremia pandemii Covid-19. Metodologiia issledovaniia sovladaiushchego povedeniia [Strategies for coping with student stress during the Covid-19 pandemic. Research methodology of coping behavior] // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-sovladaniya-so-stressom-u-studentov-vo-vremya-pandemii-covid-19-metodologiya-issledovaniya-sovladayuschego-povedeniya (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

20. Beliaeva Iu. N., Shemetova G. N., Baboshkina L. S., Gaidarova D. S. Dinamika psikhologicheskogo statusa studentov meditsinskogo vuza pri distantsionnom professionalnom obuchenii v usloviiakh pandemii koronavirusa [Dynamics of the psychological status of students of a medical university in distance professional education in the context of the coronavirus pandemic] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. — 2021. — № 1. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30506 (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

21. Bocharova Iu. Iu., Diachuk A. A., Klimatskaia L. G., Kuzina D. V., Cherkasova Iu. A. Vozmozhnosti razvitiia subiektnosti studentov pri sovladanii s trudnoi situatsiei perekhoda na distantsionnoe obuchenie v period pandemii [Possibilities for the development of students' subjectivity while coping with the difficult situation of transition to distance learning during the pandemic]. Vestnik KGPU im. V. P. Astafieva [Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev]. 2021. No. 2 (56). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-razvitiya-subektnosti-studentov-pri-sovladanii-s-trudnoy-situatsiey-perehoda-na-distantsionnoe-obuchenie-v-period (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

22. Morozov A. V., Nebrodovskaia-Mazur E. Iu., Matveeva I. P. Tsifrovaia obrazovatelnaia sreda v period pandemii COVID-19: realii i perspektivy [Digital educational environment during the COVID-19 pandemic: realities and prospects] // Teleskop [Telescope]. 2022. № 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-obrazovatelnaya-sreda-v-period-pandemii-covid-19-realii-i-perspektivy (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

23. Radina N. K., Balakina Iu. V. Vyzovy obrazovaniiu v usloviiakh pandemii: obzor issledovanii [Challenges to education in a pandemic: a review of research] // Voprosy obrazovaniia [Educational Issues]. 2021. № 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/vyzovy-obrazovaniyu-v-usloviyah-pandemii-obzor-issledovaniy (accessed: 10.09.2022). (In Russ.)

Учебные программы и процесс обучения далеко не всегда ориентированы на индивидуальные физиологические возможности студентов, порой освоение знаний достигается ценой значительных эмоциональных перегрузок, которые могут стать причиной психоэмоциональных стрессов и депрессии, невротических расстройств, нарушения сна, снижения качества жизни студентов в целом. Эта проблема занимает одно из центральных мест в современной системе высшего образования [1, 2].

Совершенствование и цифровизация процесса обучения в университетах в период пандемии COVID-19 необходимая мера по сохранению здоровья и обеспечению полноты учебного процесса, имеющая огромное социальное значение. Оптимальная организация обучения должна быть ориентирована на использование дистанционных образовательных технологий, повышение эффективности усвоения знаний при снижении эмоционального напряжения и стресса у студентов, вызванного социальной изоляцией и информационной перегрузкой, нерациональной организацией учебной деятельности. Поскольку пандемия COVID-19 явилась угрозой как физическому, так и психическому здоровью, благополучию человечества [3].

При реализации образовательных программ в учебных заведениях широко используются дистанционные образовательные технологии — это оптимизирует учебные задачи и дает возможность наиболее удобным образом распределить свободное время на другие цели. Это удобно как для обучающихся, так и для преподавательского состава образовательных организаций. Расширяются возможности электронной коммуникации педагогических работников со своими коллегами и обучающимися, значительная роль в повышении уровня образования приходится на тренинги, вебинары, конференции и другие массовые профессиональные мероприятия. Кроме того, все больше возрастает тенденция сочетания аудиторного и внеаудиторного обучения, которые обеспечивается дистанционной и смешанной формой обучения [4, 5, 6].

Дистанционные образовательные технологии обладают вариативностью, интерактивностью, мультимедийностью, адаптивностью, структурированностью. Используются для процесса обучения и отвечают принципу персонализированного подхода в образовании, реализуются путем информационной и телекоммуникационной передачи данных, направлены на групповую и самостоятельную работу обучающихся в цифровой среде [7].

Для Цитирования:
Елена Геннадьевна Гейко, Иван Васильевич Радыш, Марина Станиславовна Артемьева, Татьяна Геннадьевна Снегирева, Татьяна Владимировна Ляпунова, Сравнительная оценка качества жизни, сна и психоэмоционального напряжения у студентов при дистанционном и смешанном обучении. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: