Физическое развитие служит одним из значимых показателей, характеризующих здоровье детей и подростков. Прошлое столетие характеризовалось акселерацией - ускорением темпов физического и полового развития [1]. Исследования последних лет свидетельствуют об изменении общемировой тенденции в показателях физического развития детей — от продолжения акселерации к ретардации [2, 3].
В Российской Федерации на фоне ретардации наметилась тенденция к увеличению численности детей с избытком массы тела. Данная проблема приобрела популяционный масштаб и является особо актуальной для экономически развитых стран [4]. Актуальность данной проблемы обусловлена существенными негативными последствиями для здоровья детей, формированием группы риска, сочетанной с заболеваниями нарушения обмена [5–7]. Среди факторов риска, наряду с глобальными масштабами детской гиподинамии, ведущее место принадлежит изменению структуры питания, раннему формированию нездорового пищевого поведения [8–12].
Анализ официальных данных Министерства здравоохранения Российской Федерации с 2011 по 2019 г. по общей заболеваемости, обусловленной пищевым фактором, свидетельствует о ежегодном росте заболеваемости ожирением на 7,7 % (рис. 1), высоком риске коморбидности сахарным диабетом, болезнями системы кровообращения, заболеваниями органов дыхания.
В научной и медицинской практике для оценки физического развития широко применяются общеизвестные методики: расчет индексов физического развития с использованием сигмальных отклонений, использование центильных шкал, шкал регрессии, использование комплексной оценки. Таким образом, в методике оценки физического развития единого подхода нет. Нет единого мнения и о сроках обновления нормативов. Исследования как зарубежных, так и российских специалистов свидетельствуют о целесообразности разработки и использования региональных таблиц оценки физического развития детей [13–20]. Вместе с тем существует также практика разработки и использования межрегиональных нормативов и международных стандартов физического развития [21]. В России с 1984 г. оценка физического развития проводилась в соответствии с медицинскими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов» (М., МЗ СССР), утв. 25.01.1984 № 11–14/4. С 1990-х гг. оценка физического развития основана на региональных стандартах длины и массы тела и их соотношений в шкалах регрессии [22].