В настоящее время Правительством Российской Федерации значительное внимание уделяется мерам по сохранению здоровья, продлению активной жизнедеятельности работающего населения [1]. В связи с этим государство выделяет огромные средства на строительство, оснащение современным медицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений, модернизацию системы здравоохранения. Но прогресс в этой области невозможен без повышения роли медицинских работников, сохранения их здоровья и улучшения условий труда.
Высокий уровень заболеваемости среди медицинских работников достоверно связан с условиями их труда [2]. В здравоохранении первичная заболеваемость мед работника возникает в процессе работы и зачастую приводит к заболеванию, связанному с профессиональной деятельностью (противотуберкулезные, психиатрические и другие медицинские учреждения, отделения и лаборатории, связанные с исследованиями и диагностикой, амбулаторный прием и др.).
Особенностью труда медицинских работников является сочетанное воздействие на них вредных производственных факторов различной природы. В период рабочего времени на организм работников медицинских организаций воздействуют уровни и концентрации лекарственных препаратов и микроорганизмов, содержащиеся в воздушной среде, ионизирующие и лазерные излучения, радиоактивные, ядовитые и химические вещества, высокая вероятность инфицирования при контакте с пациентами и биологическим материалом, эксплуатация высокотехнологичного медицинского электрооборудования, высокая нервно-психическая и эмоциональная напряженность [3; 5]. При работе в учреждениях в таких условиях требуется не только специальная подготовка работников медицинских организаций, но и оценка условий труда на рабочих местах с учетом отраслевой специфики и современной нормативно-правовой базы.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [1], внесший значительные изменения в систему аттестации рабочих мест (АРМ). По замыслу разработчиков, процедура специальной оценки условий труда призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов, во-вторых, стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.