Усилия специалистов селекционеров направлены на изучение и разработку новых методов, которые позволили бы обеспечить эффективное воспроизводство [1‒3, 10]. Всем известно, что возможности развития воспроизводства ограничены репродуктивными и биологическими свойствами животных. Существует мнение о том, что живые организмы стремятся к «безграничному» размножению, но сталкиваются с факторами окружающей среды [6‒8], в свою очередь, реализация генетического потенциала продуктивности зависит от плодовитости коров и сохранности молодняка [9, 12, 13].
Применение современных методов молекулярной генетики в последние десятилетия все более активно переходит из научно-исследовательских лабораторий в практическую жизнь человечества. Животноводство не остается вне этого процесса, поэтому ускорение селекционного прогресса в настоящее время также не может быть достигнуто без внедрения и, по возможности, максимально широкого использования этих новейших разработок. Они позволяют эффективно работать не только в направлении повышения уровня развития основных хозяйственно полезных признаков: увеличения объема и улучшения качества производимой продукции, сохранения хорошей воспроизводительной способности, но и поддерживать весьма важное для существования жизни свойство – биологическое разнообразие [11].
В последние годы уровень инноваций в молекулярной генетике достиг необходимой степени доступности для использования результатов анализа ДНК-полиморфизма в области изучения генетического разнообразия и эволюции видов и пород. Современные требования к ведению селекционной работы также включают различные аспекты применения полиморфных ДНК-маркеров. Наиболее применимыми маркерами в области популяционно-генетических исследований животных в настоящее время являются микросателлиты [16].
Для характеристики изучаемой сирийской породы крупного рогатого скота шами (СИР_Ш, n=39 гол.) в контексте общемирового генофонда крупного рогатого скота Bоs Taurus нами было проведено сравнительное исследование ее с крупнейшими мировыми породами молочного и мясного направления продуктивности – голштинской (ГЛШ, n=55 гол.) и абердин-ангусской (А-А, n= 30 гол.) были использованы молекулярные маркеры – микросателлиты.