Изучение систем ценообразования в строительном секторе в разных странах необходимо для того, чтобы выделить наиболее эффективные методологические подходы, которые впоследствии могли бы быть использованы в России. Анализ зарубежных систем ценообразования помогает применить наиболее успешный опыт западных экономически развитых стран для развития российского ценообразования.
Сметному нормированию и системе ценообразования в строительном секторе сегодня уделяется огромное внимание на государственном уровне. В 2016 г. был принят Федеральный закон № 369-ФЗ, а также ряд постановлений и приказов, регламентирующих процесс ценообразования в этой отрасли. Законодательно были утверждены основные понятия разработки сметной документации, государство получило больше возможностей для осуществления контроля над утверждением документов.
Министерством строительства в рамках реформирования отрасли были утверждены новые методические документы по сметному нормированию и ценообразованию. В частности, на уровне законодательства было утверждено требование об определении сметной стоимости объектов, финансированных с использованием государственных финансовых средств, исключительно с применением утвержденных и внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.
Предприятия строительного сектора могут использовать проектную документацию для повторного применения в том случае, если сметная стоимость строительства не превышает стоимость, рассчитанную с помощью системы укрупненных нормативов. Для всех остальных объектов капитального строительства действует требование о проверке достоверности процедуры формирования сметной стоимости.
В целом изменения в отрасли можно назвать положительными, однако и с их помощью не удалось преодолеть всех проблем сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Недостаточная точность базисно-индексного метода в сочетании с недоработанной базой стоимости строительных ресурсов, отсутствие единой системы определения стоимости на всех стадиях формирования проекта приводят к значительным погрешностям в расчетах. Сметная стоимость в результате является недостоверной, из чего следуют потери заказчика или подрядчика.