По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сравнение системы ценообразования в строительстве за рубежом и в России

В статье выделены успехи преобразований последних лет в системе ценообразования российской строительной отрасли. Проведен анализ систем ценообразования, используемых в экономически развитых странах для последующего использования успешного опыта в развитии российского сметного дела и ценообразования. Обозначены методологические подходы к организации зарубежного ценообразования строительства, выделены наиболее достойные рекомендации, которые могли бы быть применены к российской действительности.

Литература:

1. Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) / Госстрой России. — М., 2004. — С. 72.

2. Экономика строительства / Под ред. В. В. Бузырева. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 416 с.

3. Одобрена концепция новой системы ценообразования и сметного нормирования «400 дней» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://400days.ru/kontseptsiya-novoy-sistemytsenoobrazovaniya-ismetnogo-normirovaniya-/ (дата обращения: 05.12.2019).

4. Стратегия развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года // Стройстратегия.рф [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.стройстратегия.рф/docs/ПРОЕКТ распоряжения СТРАТЕГИИ2030+.pdf (дата обращения: 05.12.2019).

5. Чугунов А. В., Левина Е. И. Реформа ценообразования в строительстве на современном этапе // Научный альманах. — 2019. — № 2-1(52). — С. 51–54.

6. Криничева А. Э., Капустина Н. В. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта ценообразования в строительном комплексе // Экономический анализ. — 2019. — № 4.

Изучение систем ценообразования в строительном секторе в разных странах необходимо для того, чтобы выделить наиболее эффективные методологические подходы, которые впоследствии могли бы быть использованы в России. Анализ зарубежных систем ценообразования помогает применить наиболее успешный опыт западных экономически развитых стран для развития российского ценообразования.

Сметному нормированию и системе ценообразования в строительном секторе сегодня уделяется огромное внимание на государственном уровне. В 2016 г. был принят Федеральный закон № 369-ФЗ, а также ряд постановлений и приказов, регламентирующих процесс ценообразования в этой отрасли. Законодательно были утверждены основные понятия разработки сметной документации, государство получило больше возможностей для осуществления контроля над утверждением документов.

Министерством строительства в рамках реформирования отрасли были утверждены новые методические документы по сметному нормированию и ценообразованию. В частности, на уровне законодательства было утверждено требование об определении сметной стоимости объектов, финансированных с использованием государственных финансовых средств, исключительно с применением утвержденных и внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

Предприятия строительного сектора могут использовать проектную документацию для повторного применения в том случае, если сметная стоимость строительства не превышает стоимость, рассчитанную с помощью системы укрупненных нормативов. Для всех остальных объектов капитального строительства действует требование о проверке достоверности процедуры формирования сметной стоимости.

В целом изменения в отрасли можно назвать положительными, однако и с их помощью не удалось преодолеть всех проблем сметного нормирования и ценообразования в строительстве. Недостаточная точность базисно-индексного метода в сочетании с недоработанной базой стоимости строительных ресурсов, отсутствие единой системы определения стоимости на всех стадиях формирования проекта приводят к значительным погрешностям в расчетах. Сметная стоимость в результате является недостоверной, из чего следуют потери заказчика или подрядчика.

Для Цитирования:
Малахова Ирина Геннадьевна, Сравнение системы ценообразования в строительстве за рубежом и в России. Сметно-договорная работа в строительстве. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: