Природно-климатические условия Российской Федерации обусловливают экономическую целесообразность использования в дорожном строительстве пучинистого грунта. Согласно нормативным документам, обоснованность его использования определяется расчетом дорожной конструкции на морозоустойчивость. В этом заключается принципиальное отличие отечественных норм от зарубежных, которые исключают возможность применения пучинистого грунта в дорожном строительстве.
Нормативный метод расчета дорожной конструкции на морозоустойчивость был разработан во второй половине прошлого века благодаря работам Н.А. Пузакова, М.Б. Корсунского и других отечественных ученых. За прошедший период эта методика не претерпела существенных изменений.
Материалы современных исследований в данной области позволяют предложить корректировку рекомендуемой нормами [1] методики расчета дорожной конструкции на морозоустойчивость с целью повышения ее точности и надежности. Эта корректировка включает:
1) исключение косвенных методов оценки пучинистых свойств грунта;
2) определение рачетной величины степени пучинистости грунта при условии его полного водонасыщения и исключения учета влияния на его величину различных факторов с помощью коэффициентов Kугв, Kпл, Kгр, Kнагр, Kвл.
Предложение по п. 1 обусловлено тем, что в дорожной отрасли из-за отсутствия стандартного лабораторного оборудования оценка пучинистых свойств грунта производится в основном косвенным методом, что допускается действующими нормами. Нами в работе [2] обосновывается, в том числе на конкретных примерах, что определение степени пучинистости грунта косвенным методом приводит к недопустимой в инженерной практике погрешности. Таким образом, надежность нормативного метода расчета оказывается не всегда обеспеченной.
Рассмотрим обоснование предложений, приведенных в пункте 2. В середине 90-х годов выходят работы д.т.н. В.И. Федорова [3, 4], где впервые показано, что обводненность грунта нарушенного природного строения не зависит от положения грунтовых вод.