По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332 DOI:10.33920/sel-04-2212-02

Сравнение функционала федеральных и региональных органов управления сельхозземлепользованием

Липски С.А. д-р экон. наук, доцент, декан юридического факультета, Государственный университет по землеустройству, Москва, E-mail: lipski-sa@yandex.ru

Организация управления сельхозземлепользованием осуществляется как на федеральном, так и на региональном уровне, им занимаются различные структуры с разными полномочиями. В статье рассмотрено, как соотносится современный функционал таких федеральных и региональных органов.

Литература:

1. Алтухов А.И., Вишняков Я.Д. и др. Управление земельными и другими природными ресурсами. — М.: Научный консультант, 2020. — 716 с.

2. Волков С.Н. Совершенствовать управление земельными ресурсами в сельской местности // АПК: Экономика, управление. — 2013. — № 4. — С. 23–31.

3. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. Земельная политика: как сделать ее более эффективной? // Международный сельскохозяйственный журнал. — 2014. — № 1–2. — С. 3–6.

4. Волков С.Н., Хлыстун В.Н. и др. Основные направления использования земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на перспективу: монография. — М.: Государственный университет по землеустройству, 2018. — 344 с.

5. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения в 2020 году. — М.: Росинформагротех, 2022. — 384 с.

6. Липски С.А. Особенности современного этапа земельной реформы // Экономист. — 2002. — № 10. — С. 77–87.

7. Липски С.А. Управление землепользованием и развитие земельно-информационных систем // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. — 2002. — № 6. — С. 81–100.

8. О состоянии сельских территорий в Российской Федерации в 2018 году. Ежегодный доклад по результатам мониторинга. — М.: Росинформагротех, 2020. — 328 с.

9. Современные проблемы и актуальные направления развития землеустройства и кадастров: монография / Под ред. Богомазова С.В., Чурсина А.И., Галиуллина А.А. — Пенза: РИО ПГАУ, 2019. — 185 с.

10. Управление земельными ресурсами и объектами недвижимости: учебник / Липски С.А. — Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 306 c.

11. Хлыстун В.Н., Волков С.Н., Комов Н.В. Управление земельными ресурсами в России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2014. — № 2. — С. 41–43;

12. Lipski S.А. Private Ownership for Agricultural Lands: Advantages and Disadvantages (Experience of Two Decades) // Studies on Russian Economic Development. — 2015. — Vol. 26, No 1. — Р. 63–66.

Современная система госорганов, уполномоченных осуществлять управление землепользованием, сложилась в ходе реформ 1990‑х гг. — первых лет текущего столетия. Речь идет сразу о нескольких реформах: и о конституционной (соотношение сфер ведения и полномочий федерального центра и регионов), и о земельной (новые задачи в сфере землепользования [6, 7]), и об административной (система и структура соответствующих органов и прохождение в них госслужбы [10]).

Созданный в 1990 г. Госкомзем РСФСР на протяжении десятилетия сохранялся в качестве единой федеральной структуры, управляющей землепользованием, которая характеризовалась четкой вертикальной организацией (ее низовые подразделения были созданы во всех административных районах и даже в отдельных городах). Такая же вертикаль сохранилась в федеральных органах исполнительной власти (далее — ФОИВ), к которым затем перешла большая часть функций Госкомзема, — вплоть до нынешнего Росреестра.

Отказ от единой федеральной структуры, управляющей землепользованием, произошел в 2000 г., когда функции указанного комитета оказались разделены между двумя ФОИВами: 1) Минимуществом России, к которому перешли вопросы выработки земельной политики, и 2) Росземкадастром, за которым сохранились реализация этой политики и оказание госуслуг в сфере землепользования.

Такое разделение функций Госкомзема все равно произошло бы — не в 2000 г., так в ходе административной реформы 2004 г. Тогда в ее рамках были разграничены функции большинства ФОИВов на правоустанавливающие, правоприменительные и контрольно-надзорные; а соответственно, и сами ФОИВы подверглись функциональному разделу и их система стала трехзвенной (министерство — служба — агентство). С тех пор управление землепользованием на федеральном уровне оказалось разделенным между сразу несколькими ФОИВами. Тогда же, в 2004 г., Росземкадастр получил новый статус — агентства (Роснедвижимость), а орган по земполитике — Минимущество России — упразднено (все его «земельные» полномочия перешли к Минэкономразвития России и Росимуществу. Тогда же был образован новый ФОИВ в сфере регистрации прав на недвижимость — Росрегистрация, подведомственная Минюсту России, через 4 года ее передали из ведения Минюста России в подчинение Минэкономразвития России (которому уже была подведомственна Роснедвижимость). Поэтому следующим закономерным шагом стало изменение функционала этих служб, выразившееся в объединении Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии в Росреестр, остававшийся подведомственным Минэкономразвития России. То есть образование совершенно новых структур и их последующее преобразование в данной сфере не редкость.

Для Цитирования:
Липски С.А., Сравнение функционала федеральных и региональных органов управления сельхозземлепользованием. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: