Современная система госорганов, уполномоченных осуществлять управление землепользованием, сложилась в ходе реформ 1990‑х гг. — первых лет текущего столетия. Речь идет сразу о нескольких реформах: и о конституционной (соотношение сфер ведения и полномочий федерального центра и регионов), и о земельной (новые задачи в сфере землепользования [6, 7]), и об административной (система и структура соответствующих органов и прохождение в них госслужбы [10]).
Созданный в 1990 г. Госкомзем РСФСР на протяжении десятилетия сохранялся в качестве единой федеральной структуры, управляющей землепользованием, которая характеризовалась четкой вертикальной организацией (ее низовые подразделения были созданы во всех административных районах и даже в отдельных городах). Такая же вертикаль сохранилась в федеральных органах исполнительной власти (далее — ФОИВ), к которым затем перешла большая часть функций Госкомзема, — вплоть до нынешнего Росреестра.
Отказ от единой федеральной структуры, управляющей землепользованием, произошел в 2000 г., когда функции указанного комитета оказались разделены между двумя ФОИВами: 1) Минимуществом России, к которому перешли вопросы выработки земельной политики, и 2) Росземкадастром, за которым сохранились реализация этой политики и оказание госуслуг в сфере землепользования.
Такое разделение функций Госкомзема все равно произошло бы — не в 2000 г., так в ходе административной реформы 2004 г. Тогда в ее рамках были разграничены функции большинства ФОИВов на правоустанавливающие, правоприменительные и контрольно-надзорные; а соответственно, и сами ФОИВы подверглись функциональному разделу и их система стала трехзвенной (министерство — служба — агентство). С тех пор управление землепользованием на федеральном уровне оказалось разделенным между сразу несколькими ФОИВами. Тогда же, в 2004 г., Росземкадастр получил новый статус — агентства (Роснедвижимость), а орган по земполитике — Минимущество России — упразднено (все его «земельные» полномочия перешли к Минэкономразвития России и Росимуществу. Тогда же был образован новый ФОИВ в сфере регистрации прав на недвижимость — Росрегистрация, подведомственная Минюсту России, через 4 года ее передали из ведения Минюста России в подчинение Минэкономразвития России (которому уже была подведомственна Роснедвижимость). Поэтому следующим закономерным шагом стало изменение функционала этих служб, выразившееся в объединении Роснедвижимости, Росрегистрации и Роскартографии в Росреестр, остававшийся подведомственным Минэкономразвития России. То есть образование совершенно новых структур и их последующее преобразование в данной сфере не редкость.