По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Спрашивали… отвечаем

На вопросы читателей отвечают специалисты службы правового консалтинга «ГАРАНТ».

Должен ли водитель транспортного средства, который осуществляет перевозку руководителя учреждения, проходить послерейсовый медосмотр?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: поскольку в законодательстве понятие «пассажир» используется как в гражданско-правовом смысле (лицо, заключившее договор перевозки), так и в административном смысле (любое лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя), именно поэтому в правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр. Поэтому не исключено, что контролирующие органы могут прийти к мнению, что обязанность работодателя организовывать проведение послерейсовых медицинских осмотров водителя возникает во всех случаях, когда в трудовую функцию входят перевозки граждан в салоне транспортного средства, включая работников той же организации. В случае несогласия свою позицию организации, вероятно, придется отстаивать в суде.

В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон № 196-ФЗ) послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Приведенная норма не конкретизирует, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон № 196-ФЗ не раскрывает понятие «пассажир». Абзацем шестым ст. 2 этого закона лишь определено, что пассажир является участником дорожного движения. Пункт 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — УАТ) определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Для Цитирования:
Спрашивали… отвечаем. Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: