В 2019 году между публичным и частным партнерами заключено соглашение о муниципально-частном партнерстве на проектирование, строительство, техническое обслуживание объекта образования (далее — соглашение, объект).
Построенный объект (детский сад) до передачи публичному партнеру является собственностью частного партнера и эксплуатируется им (используется в деятельности, направленной на получение доходов).
В соответствии с соглашением публичный партнер в целях возмещения части затрат в связи с созданием объекта и его техническим обслуживанием выплачивает частному партнеру субсидии. Также публичный партнер выплачивает частному партнеру ежеквартальную плату за пользование объектом (аналог арендной платы).
В соответствии с соглашением ежеквартальная плата за пользование объектом рассчитывалась публичным партнером с учетом необходимости компенсации расходов частного партнера на уплату налога на прибыль в связи с передачей объекта в муниципальную собственность по завершении соглашения.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 335‑ФЗ «О внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ» п. 1 ст. 265 НК РФ дополнен пп. 19.7, согласно которому к внереализационным расходам относятся расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем третьим п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2020.
На основании изложенного является ли уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за счет внереализационных расходов правом или обязанностью налогоплательщика? С какого момента у налогоплательщика возникает данное право? Вправе ли публичный партнер в одностороннем порядке в связи с вышеуказанным изменением в НК РФ уменьшить размер платы за пользованием объектом, включающей в себя налог на прибыль, на сумму внереализационных расходов?