По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3.02:629.083 DOI:10.33920/pro-2-2106-05

Способы восстановления деталей в ремонтном производстве

Истомин А. Б., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, е-mail: aistomin46@yandex.ru
Лизунов И. В., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва,
Дмитриев В. О., МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва,
Козлов В. Б., главный механик, ООО «Паритет», Санкт-Петербург, 105005, Москва, ул. 2-я Бауманская, д. 5, 190045, Санкт-Петербург, ВО, строение 23, e-mail: kozlov346@paritet. pro.ru

Проведен обзор основных способов восстановления и ремонта деталей машин: механическая и слесарная обработка, сварка, наплавка, металлизация, хромирование, никелирование, осталивание (железнение), склеивание, упрочнение поверхности деталей и восстановление их формы под давлением. Отмечены области применения каждого метода, достоинства и недостатки. Сваркой и наплавкой восстанавливают более половины всех ремонтируемых деталей автомобилей. При помощи сварки завариваются также трещины и изломы на раме и платформе, ставятся заплаты, различные накладки и усилительные косынки, восстанавливаются картеры агрегатов. Поврежденная или изношенная резьба на поворотных цапфах и других деталях восстанавливается заваркой с последующим нарезанием новой резьбы. Таким же способом восстанавливают внутренние резьбы. Восстановление деталей наплавкой заключается в том, что изношенные рабочие поверхности наплавляют так, чтобы их можно было обработать под номинальные или ремонтные размеры. При ремонте автомобилей применяются автоматическая и полуавтоматическая наплавка и сварка под слоем флюса или в среде углекислого газа. Поврежденные и изношенные детали можно восстанавливать давлением. Этот способ основан на использовании пластичности металлов. Детали восстанавливают до номинальных размеров при помощи специальных приспособлений, путем перемещения части металла с нерабочих участков детали к ее изношенным поверхностям. При восстановлении деталей давлением изменяется не только их внешняя форма, но также структура и механические свойства металла. Для восстановления изношенных деталей при ремонте металлорежущих станков применяют пластмассы. В качестве клея пластмассы широко используются для склеивания поломанных деталей, а также для получения неподвижного соединения деталей, изготовленных из металлических и неметаллических материалов. При ремонте металлорежущих станков наибольшее распространение получили такие пластмассы, как текстолит, древеснослоистые пластики и быстро твердеющая пластмасса — стиракрил.

Литература:

1. Поставка промышленного оборудования. Эл. ресурс. URL: http://chiefengineer.ru. (дата обращения: 12.03.2021).

2. Строительные машины. Эл. ресурс. URL: http://stroy-technics.ru. (дата обращения: 12.03.2021).

3. Оборудование для производства. Эл. ресурс. URL: http://promplace.ru. (дата обращения: 12.03.2021).

4. Kuryntsev, S.V., Shiganov, I.N. Effect of heat treatment on the corrosion resistance of welded joints from austenitic steel obtained using laser radiation*// Welding International, 2021.

5. Bogdanov, A.V., Sokolov, V.I., Shmelev, S.A. Selecting optimal configurations of optical schemes for solving the problem of railway wheels laser thermal treatment //AIP Conference Proceedings, 2019, 2171, 120011.

6. Fedorov, A . Albagachiev, M. Isaenkova, A. Yakovleva, V. Zaripov, R. Minushkin The effect of combined processing schedules on the value and nature of residual stresses in the surface layer of cylindrical friction pairs / IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 589 (2019) 012032, doi:10.1088/1757899X/589/1/0120.

7. Bogdanov A.V., Grezev N.V., Shmelev S.A., Murzakov M.A., Markushov Y.V. Increasing microhardness and hardening depth of grade 2 wheel steel using fiber lasers // AIP Conference Proceedings, 2019, 2171, 200004.

8. Grigor'yants, A. G., Shiganov, I.N. Development of Domestic Equipment for Laser Additive Technologies by Melting Metallic Powders //Russian Metallurgy (Metally), 2020, 2020 (6), Р. 649–653.

9. Lyabin, N.A., Kazaryan, M.A., Grigoriants, A.G.,…Garelina, S.A., Sachkov, V.I. Characteristics of copper vapor laser output with radiation power 30–100 W // Proceedings of SPIE — The International Society for Optical Engineering, 2019, 11322, 113220K.

10. Lyabin N.A., Kazaryan M.A., Grigoryants A.G.,.Garelina S.A., Sachkov V.I. Fiber optic laser cutting of carbon plastics // Proceedings of SPIE — The International Society for Optical Engineering, 2019, 11322, 113221H.

11. Fedorov S.K., Yakovleva A.P., Perepelkin Yu. K. Сontrolling the properties of the surface layers of parts by forming regular micro-reliefs // Materials Science Forum. 2020. Т. 989. С. 182–186.

12. Yakovleva A., Dubov A., Sobranin A., Karpovich E., Marchenkov A. Тechnological heredity effect on fatigue strength of hydropower plant parts after combined processing В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. The conference «Hydraulics». Bauman Moscow State Technical University. 2020. С. 012029.

13. A.P. Yakovleva Improving the Durability of Machine Parts Using a Combined Method. Materials Science Forum, 946 (2019) 37–41.

14. Яковлева, А.П. Поверхностное упрочнение электромеханической обработкой стальных деталей машин // Авиационная промышленность. — 2014. — №1. — С. 32–33.

15. Яковлева, А.П. Повышение нагрузочной способности деталей типа тел вращения методом комбинированной обработки // Главный механик. — 2015. — №1. — С. 46–48.

16. Яковлева, А.П. Исследование свойств поверхностного слоя стальных деталей, упрочненных электромеханической обработкой // Авиационная промышленность. — 2012. — №2. — С. 8.

17. Яковлева, А.П. Эффективность применения комплексирования на токарных станках с ЧПУ: справочник // Инженерный журнал с приложением. — 2018. — № 11 (260). — С. 36–40.

1. Postavka promyshlennogo oborudovaniya. El. resurs. URL: http://chiefengineer.ru. (data obrashcheniya 12.03.2021).

2. Stroitel»nye mashiny. El. resurs. URL: http://stroy-technics.ru. (data obrashcheniya 12.03.2021).

3. Oborudovanie dlya proizvodstva. El. resurs. URL: http://promplace.ru. (data obrashcheniya 12.03.2021).

4. Kuryntsev S.V., Shiganov I.N. Effect of heat treatment on the corrosion resistance of welded joints from austenitic steel obtained using laser radiation*// Welding International, 2021.

5. Bogdanov A.V., Sokolov V.I., Shmelev S.A. Selecting optimal configurations of optical schemes for solving the problem of railway wheels laser thermal treatment //AIP Conference Proceedings, 2019, 2171, 120011.

6. S. Fedorov, A. Albagachiev, M. Isaenkova, A. Yakovleva, V. Zaripov, R. Minushkin The effect of combined processing schedules on the value and nature of residual stresses in the surface layer of cylindrical friction pairs / IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 589 (2019) 012032, doi:10.1088/1757899X/589/1/0120.

7. Bogdanov A.V., Grezev N.V., Shmelev S.A., Murzakov M.A., Markushov Y.V. Increasing microhardness and hardening depth of grade 2 wheel steel using fiber lasers // AIP Conference Proceedings, 2019, 2171, 200004.

8. Grigor»yants, A. G., Shiganov, I.N. Development of Domestic Equipment for Laser Additive Technologies by Melting Metallic Powders //Russian Metallurgy (Metally), 2020, 2020 (6), Р. 649–653.

9. Lyabin N.A., Kazaryan M.A., Grigoriants A.G.,…Garelina S.A., Sachkov V.I. Characteristics of copper vapor laser output with radiation power 30–100 W // Proceedings of SPIE — The International Society for Optical Engineering, 2019, 11322, 113220K.

10. Lyabin N.A., Kazaryan M.A., Grigoryants A.G.,.Garelina S.A., Sachkov V.I. Fiber optic laser cutting of carbon plastics // Proceedings of SPIE — The International Society for Optical Engineering, 2019, 11322, 113221H.

11. Fedorov S.K., Yakovleva A.P., Perepelkin Yu.K. Сontrolling the properties of the surface layers of parts by forming regular micro-reliefs // Materials Science Forum. 2020. Т. 989. С. 182–186.

12. Yakovleva A., Dubov A., Sobranin A., Karpovich E., Marchenkov A. Тechnological heredity effect on fatigue strength of hydropower plant parts after combined processing В сборнике: IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. The conference «Hydraulics». Bauman Moscow State Technical University. 2020. С. 012029.

13. A.P. Yakovleva Improving the Durability of Machine Parts Using a Combined Method. Materials Science Forum, 946 (2019) 37–41.

14. Yаkovleva A.P. Poverhnostnoe uprochnenie elektromekhanicheskoj obrabotkoj stal»nyh detalej mashin // Aviacionnaya promyshlennost». 2014. №1. S. 32–33.

15.Yаkovleva A.P. Povyshenie nagruzochnoj sposobnosti detalej tipa tel vrashcheniya metodom kombinirovannoj obrabotki // Glavnyj mekhanik. 2015. №1. S. 46–48.

16.Yаkovleva A.P. Issledovanie svojstv poverhnostnogo sloya stal»nyh detalej, uprochnennyh elektromekhanicheskoj obrabotkoj // Aviacionnaya promyshlennost». 2012. №2. S. 8.

17. Yаkovleva A.P. Effektivnost» primeneniya kompleksirovaniya na tokarnyh stankah s CHPU // Spravochnik. Inzhenernyj zhurnal s prilozheniem. 2018. № 11 (260). S. 36–40

В ремонтной практике применяют следующие основные способы восстановления изношенных деталей: механическую и слесарную обработку, сварку, наплавку, металлизацию, хромирование, никелирование, осталивание (железнение), склеивание, упрочнение поверхности деталей и восстановление их формы под давлением. После восстановления детали одним из способов ее подвергают механической или слесарной обработке, что необходимо для восстановления посадок сопряженных деталей, устранения овальности или конусности их поверхностей, обеспечения требуемой чистоты обработки.

Механической и слесарной обработкой восстанавливают детали с плоскими сопрягаемыми поверхностями (направляющие станин, планки, клинья). При износе направляющих до 0,2 мм их восстанавливают шабрением, при износе до 0,5 мм — шлифованием, а при износе более 0,5мм — строганием с последующим шлифованием или шабрением.

Рассмотрим основные способы восстановления различных деталей машин.

Восстановление валов, осей, винтов. При ремонте валов, осей, винтов и т.п. в первую очередь проверяют и восстанавливают их центровые отверстия. После этого поверхности, имеющие незначительный износ (царапины, риски, овальность до 0,02мм), шлифуют, а при более значительных износах наращивают, обтачивают и шлифуют до ремонтного размера.

Наиболее простым способом восстановления является обработка посадочных мест под ремонтный размер. Однако ремонтные размеры установлены на ограниченное число деталей машин. Поэтому часто обработку ведут под наибольший возможный размер, а сопряженные с валом подшипники скольжения изготовляют заново.

При износах более 2мм восстановление валов и осей дорожных машин производят наплавкой.

Наращивание шеек валов хромированием, осталиванием и металлизацией при ремонте дорожных машин применяют на специализированных ремонтных предприятиях, так как это связано с применением специального оборудования. После наращивания одним из указанных способов посадочные места протачивают, шлифуют, а для получения особо чистых и гладких поверхностей полируют.

Для Цитирования:
Истомин, Лизунов, Дмитриев, Козлов, Способы восстановления деталей в ремонтном производстве. Главный механик. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: