Профессия тракториста-машиниста сельскохозяйственного производства (механизатора) в настоящее время, несмотря на численное сокращение работающих и парка машин, является одной из основных и наиболее распространенных в сельскохозяйственном производстве.
От создания разрозненных машин ученые и машиностроители переходят к разработке взаимосвязанных комплексов и сложных многооперационных самоходных машин. Сложность управления и обслуживания таких машин, интенсификация рабочих процессов не только изменяют условия труда, но и предъявляют повышенные требования к психофизиологическим параметрам человека, управляющего машиной.
В своей работе механизаторы подвергаются воздействию комплекса неблагоприятных производственных факторов, среди которых особое место занимают низкочастотная общая и среднечастотная локальная вибрация и повышенный уровень шума.
Работоспособность механизатора снижается при воздействии вибрационных нагрузок, особенно в диапазоне частот 3–5 Гц, так как вибрация может явиться причиной нервно-мышечных, сердечнососудистых, сенсорных изменений и изменений в центральной нервной системе. У человека выявлены следующие резонансные частоты: для головы (в положении сидя) при горизонтальных вибрациях составляют 1,5–2,0 Гц, а при вертикальных — 20–30; для внутренних органов — 6–9; для всего тела — 4–6 Гц [1, 3].
Если при транспортных работах как на старых марках тракторов, так и на новых вибрация на рабочем месте механизатора не превышает допустимых величин, то при выполнении сельскохозяйственных операций с нагрузкой (вспашка, культивация и т. д.) ее уровень, приближаясь к резонансной частоте тела человека, превышает допустимый. Наибольшее превышение наблюдается на гусеничных тракторах, так как гусеница хуже, чем пневматическое колесо, гасит колебания. К тому же подвеска сиденья на этих тракторах менее совершенна.
Отрицательно влияет на работоспособность механизатора и шум, который влечет за собой такие последствия, как нарушение речи, замедленность восприятия условных сигналов, раздражительность, слуховые галлюцинации, а также может привести к частичной или полной потере слуха. Шум, уровень которого в кабине не должен превышать 80 дБ, возникает в первую очередь из-за работы двигателя и механизмов трансмиссии тракторов.