По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Способы оценки уровня компетентности магистров культурологии

Зверева Галина Ивановна заведующая кафедрой истории и теории культуры, руководитель отделения социокультурных исследований ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет», доктор исторических наук, профессор Россия, 125993, Москва, Миусская площадь, д. 6, e-mail: galazver@mail.ru

В статье рассматриваются актуальные проблемы формирования компетенций магистрантов-культурологов в контекстах реформы российской высшей школы, развития уровневого профессионального образования и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Культурология».

Литература:

1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. — М., 2006.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности европейских систем образования (проект TUNING). — М., 2006.

3. Богословский А.В., Гончаренко С.Н., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Максимов Н.И., Петров В.Л. Подходы к разработке нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. — М.: Московский государственный горный университет, 2008.

4. Виландеберк А.А., Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения. Уровневое образование: Методическое пособие. — СПб.: Академия исследования культуры, 2008.

5. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в вузах России и за рубежом. — СПб., 2006.

6. Дианова В.М. Болонский процесс и задачи российского высшего образования // Обсерватория культуры. — 2005. — № 6.

7. Зверева Г.И. Quid postea? Университетская культурология в условиях реформы высшего образования // Обсерватория культуры. — 2005. — № 2–3.

8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. — 2003. — №5.

9. Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса. — СПб., 2005.

10. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. — М., 2005.

11. Мельвиль А.Ю. (гл. ред.) «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. — М., 2005.

12. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учетом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

13. Олейникова О.Н., Муравьева А.А., Коновалова Ю.В., Сартакова Е.В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. — М., 2005.

14. Сурмин Ю.П. (отв. ред.) 2002. Ситуационный анализ, или Àнатомия кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития. Режим доступа: http:// window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=26010&p_page=9

Высокий уровень компетентности выпускников высшей школы рассматривается сегодня как главный ресурс социально-экономического развития в информационном обществе и важнейшее конкурентное преимущество одних государств перед другими.

Компетенции представляют собой динамичное сочетание жизненных и профессиональных ориентиров, знаний, умений (выработку индивидуальных способностей применять знания и умения, направленность на решение функциональных задач в конкретных ситуациях). Компетенция — это то, что студент знает, понимает и способен делать. Компетенции выражают способности и готовность выпускников применять в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности знания, умения, интеллектуальные и практические навыки, личностные качества, приобретенные ими в результате освоения основной образовательной программы [1; 8].

В перечень ключевых компетенций входят: коммуникативная компетенция (владение письменной и устной коммуникацией); компетенция в решении проблем (навыки критического мышления, способности к планированию и организации, способность к оцениванию); информационная компетенция (навыки и умения работы с информацией); «вычислительная» компетенция (способность использовать графическую информацию и цифры); навыки работы с другими (способность к сотрудничеству). В настоящее время ключевые компетенции включены во все курсы квалификационных испытаний в системе мирового профессионального образования и являются предметом оценки и сертификации [16].

В связи с реформой высшей школы и задачей сближения российского университетского образования с университетским образованием других стран повышается значимость конечных результатов обучения, а значит, взаимосвязи целей, функциональных задач и компетенций выпускника по основной образовательной программе.

Цель данной статьи состоит в рассмотрении проблем результативности подготовки магистров культурологии в российских университетах в контексте мирового образовательного процесса. Обсуждение этой темы представляется весьма актуальным, поскольку и сама отрасль социально-гуманитарного знания, составляющая основу содержания подготовки, равно как и области применения профессиональных компетенций выпускниковкультурологов в обществе и на рынке труда, в настоящее время находятся в стадии качественного переопределения.

Для Цитирования:
Зверева Галина Ивановна, Способы оценки уровня компетентности магистров культурологии. Ученый совет. 2017;5-6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: