По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 355.233.231.1 DOI:10.33920/nik-04-2501-20

Способы и средства модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи

Акберова Альфира Гильмулловна кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков, ведущий специалист воспитательного отдела, Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Россия, 423604, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89. E-mail: alfiraakberova60@mail.ru

Статья посвящена исследованию современных методов и инструментов, способствующих эффективной модернизации системы патриотического воспитания среди учащихся образовательных учреждений. Рассматриваются различные подходы, направленные на формирование гражданской позиции, национального самосознания и уважения к историческому наследию страны. Особое внимание уделяется внедрению инновационных технологий, интерактивных форматов взаимодействия и культурно-просветительных мероприятий, позволяющих повысить интерес молодежи к изучению истории родного края и воспитывать чувство гордости за достижения отечественной культуры и науки. Анализируются лучшие практики российских регионов, выявляются проблемные аспекты и предлагаются рекомендации по совершенствованию существующих механизмов патриотического воспитания в условиях современной образовательной среды.

Литература:

1. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика. — 2006. — № 2. — С. 37–42

2. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. М. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. — М.: Владос, 2004. — 349 c.

3. Лутовинов, В. И., Резаков, М. Р. О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи // Власть. — 2010. — № 5. — С. 38–41

4. Малиновский, А. П. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в системе образования как социально-педагогическая проблема // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2010. — № 16-2. — С. 302–306

5. Лабыгина, А. В. Этнокультурный подход к гражданско-патриотическому воспитанию учащейся молодежи // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. — 2016. — № 2. — С. 228–236

1. Bykov, A. K. (2006). Problemy patrioticheskogo vospitaniia [Issues of patriotic education]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 2, pp. 37–42. (In Russian)

2. Evladova, E. B., Loginova, L. G., Mikhailova, N. M. (2004). Additional education for children: a textbook for students of pedagogical schools and colleges. — Moscow: Vlados, 349 p. (In Russian)

3. Lutovinov, V. I., Rezakov, M. R. (2010). O kontseptual’nykh podkhodakh k patrioticheskomu vospitaniiu uchashcheisia molodezhi [On conceptual approaches to patriotic education of student youth]. Vlast [Power]. No. 5, pp. 38–41. (In Russian)

4. Malinovskii, A. P. (2010). Patrioticheskoe vospitanie uchashcheisia molodezhi v sisteme obrazovaniia kak sotsial’no-pedagogicheskaia problema [Patriotic education of students in the education system as a sociopedagogical problem]. Psikhologiia i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniia [Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application]. No. 16-2, pp. 302–306. (In Russian)

5. Labygina, A. V. (2016). Ethnocultural approach to civic-patriotic education of student youth. Conference of ASOU: collection of scientific papers and materials of scientific and practical conferences. No. 2, pp. 228–236. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 05.05.2025

Дата принятия рукописи в печать: 26.05.2025

Состояние воспитания, тенденции развития и актуальные его проблемы являются, с одной стороны, проекцией общегосударственных проблем, показателем социокультурной динамики общественного сознания. В связи с этим анализ воспитания позволяет не только содействовать развитию социальной политики в области воспитания, но и актуализировать внимание на тех социально-экономических, культурных и политических аспектах общественной жизни, которые определяют тенденции развития государственной и общественной политики воспитания на долгосрочную перспективу.

Значительное внимание государства к патриотическому воспитанию в последние годы вызвало бурный рост научных исследований по данной проблематике, оно стало одним из самых изучаемых по отношению к другим видам воспитания.

Для всестороннего изучения проблемы модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи были использованы следующие исследовательские методы:

1. Изучение научной и методической литературы, нормативных документов, публикаций в области педагогики, психологии и социологии, посвященных вопросам патриотического воспитания и формирования гражданских качеств личности.

2. Беседы с педагогами, специалистами сферы образования и представителей общественных организаций с целью выявления эффективных практик и основных трудностей в организации патриотического воспитания.

3. Исследование успешных инициатив и подходов, реализуемых в различных регионах России, направленных на повышение уровня патриотизма среди школьников и студентов.

4. Оценка содержания учебных материалов, образовательных программ и методик, используемых в процессе патриотического воспитания, выявление наиболее действенных компонентов и элементов.

5. Использование количественного анализа полученных эмпирических данных для подтверждения гипотез и формулирования выводов относительно перспектив развития системы патриотического воспитания.

Для Цитирования:
Акберова Альфира Гильмулловна, Способы и средства модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи. Общенаучный журнал. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: