По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13 DOI:10.33920/vne-04-2504-04

Способствует ли платформенная экономика раскрытию потребительского потенциала: опыт Китая

Елена Глебовна Ефимова доктор экономических наук, профессор, кафедра мировой экономики, экономический факультет, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ), Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62, E-mail: e.efimova@spbu.ru, ORCID: 0000-0003-1948-6728
Юйчжу Ши аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ), Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62, E-mail: shi.yuzhu@yandex.com, ORCID: 0009-0000-8657-4563

В последние годы цифровые платформы оказали значительное влияние на развитие экономической и социальной деятельности, цифровая платформенная экономика постепенно превратилась в важный фактор роста мировой экономики, способствующий раскрытию потенциала потребительского рынка Китая. В статье исследуются механизмы воздействия платформенной экономики на формирование потребительского потенциала китайского населения. На основе изучения теоретических источников, анализирующих современные особенности потребления населения Китая, а также экономической и социальной значимости платформенной экономики обобщаются проблемы, с которыми сталкивается платформенная экономика. К их числу, в частности, относятся: неравномерное развитие цифровой инфраструктуры, ведущее к дисбалансу потребительских рынков; высокие риски безопасности персональных данных; отсутствие стандартов и норм для онлайн-продаж. В статье определяются способы решения обозначенных проблем: правительственная поддержка, особенно в части правового регулирования, а также активное развитие технологий цифровых платформ. Авторы заключают, что дальнейшее развитие платформенной экономики способствует расширению масштабов потребления, оптимизации потребительской среды и повышению качества потребления.

Литература:

1. Rochet, J.-C., Tirole, J. Platform Competition in Two-Sided Markets // Journal of the European Economic Association. — 2003. — Т. 1. — № 4. — С. 990–1029

2. Раупов, Ж. Р. Роль и значение цифровых платформ в экономике // Экономика и социум. — 2023. — № 7 (110). — С. 604–609

3. Куликова, И. Ю. Платформенная экономика как новая ступень развития процесса цифровизации // Наука Красноярья. — 2021. — Т. 10. — № 1-2. — С. 81–92

4. The 54th Statistical Report on China’s Internet Development // CNNIC. [Электронный ресурс]. URL: http:// www3.cnnic.cn/n4/2024/0829/c88-11065.html (дата обращения: 27.12.2024)

5. Jin, Y., Hu, W., Feng, Y. Internet Use and the Life of Older Adults Aged 50 and above in Digital Era: Findings from a National Survey // Population Research. — 2024. — Т. 48. — № 1. — С. 40–55

6. Households’ Income and Consumption Expenditure in 2023 // National Bureau of Statistics of China. [Электронный ресурс]. URL: https://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202402/t20240201_1947120.html (дата обращения: 27.12.2024).

7. Шевчук, А. В. Теоретизируя цифровые платформы: концептуальная схема для гиг-экономики // Экономическая социология. — 2023. — Т. 24. — № 5. — С. 11–53

8. Забелина, О. В., Анфалова, А. В. Основные векторы и результаты исследований международных организаций и зарубежных ученых в сфере платформенной занятости // Экономика труда. — 2024. — Т. 11. — № 6. — С. 771–784. doi.org/10.18334/et.11.6.121253

9. Сахаров, А. Г., Шелепов, А. В. Политика Китайской народной республики в сфере регулирования цифровых платформ // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. — 2024. — Т. 19. — № 2. — С. 8

10. Платонова, Е. Д., Цзыянь, Л. Платформенная экономика: степень разработанности проблемы становления и развития // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 9-3. — С. 408–415

11. Szerb, L., Komlosi, E. S., Acs, Z. J., Lafuente, E., Song, A. K. The digital platform economy index 2020. — Berlin; Heidelberg: Springer, 2022. — 70 с.

1. Rochet, J.-C., Tirole, J. (2003). Platform Competition in Two-Sided Markets. Journal of the European Economic Association. Vol. 1, no. 4, pp. 990–1029

2. Raupov, Zh. R. (2023). Rol’ i znachenie tsifrovykh platform v ekonomike [The role and importance of digital platforms in the economy]. Ekonomika i sotsium [Economy and society]. No. 7 (110), pp. 604–609. (In Russian)

3. Kulikova, I. Yu. (2021). Platformennaia ekonomika kak novaia stupen’ razvitiia protsessa tsifrovizatsii [Platform economy as a new stage of development of the digitalization process]. Nauka Krasnoiaryia [Science of Krasnoyarsk]. Vol. 10, no. 1-2, pp. 81–92. (In Russian)

4. CNNIC (2024). The 54th Statistical Report on China’s Internet Development. — Available at: http://www3. cnnic.cn/n4/2024/0829/c88-11065.html (accessed: 27.12.2024)

5. Jin, Y., Hu, W., Feng, Y. (2024). Internet Use and the Life of Older Adults Aged 50 and above in Digital Era: Findings from a National Survey. Population Research. Vol. 48, no. 1, pp. 40–55

6. National Bureau of Statistics of China (2024). Households’ Income and Consumption Expenditure in 2023. — Available at: https://www.stats.gov.cn/english/PressRelease/202402/t20240201_1947120.html (accessed: 27.12.2024)

7. Shevchuk A. V. (2023). Teoretiziruia tsifrovye platformy: kontseptual’naia skhema dlia gig-ekonomiki [Theorizing Digital Platforms: A Conceptual Framework for the Gig Economy]. Ekonomicheskaia sotsiologiia [Economic Sociology]. Vol. 24, no. 5, pp. 11–53. (In Russian)

8. Zabelina, O. V., Anfalova, A. V. (2024). Osnovnye vektory i rezul’taty issledovanii mezhdunarodnykh organizatsii i zarubezhnykh uchenykh v sfere platformennoi zaniatosti [Main vectors and results of research by international organizations and foreign scientists in the field of platform employment]. Ekonomika truda [Labor Economics]. Vol. 11, no. 6, pp. 771–784. doi.org/10.18334/et.11.6.121253. (In Russian)

9. Sakharov, A. G., Shelepov, A. V. (2024). Politika Kitaiskoi narodnoi respubliki v sfere regulirovaniia tsifrovykh platform [The People’s Republic of China’s Policy on Regulating Digital Platforms]. Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii: obrazovanie, nauka, novaia ekonomika [Bulletin of international organizations: education, science, new economy]. Vol. 19, no. 2, pp. 8. (In Russian)

10. Platonova, E. D., Tszyian’, L. (2022). Platformennaia ekonomika: stepen’ razrabotannosti problemy stanovleniia i razvitiia [Platform economy: the degree of development of the problem of formation and development]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. No. 9-3, pp. 408–415. (In Russian)

11. Szerb, L., Komlosi, E. S., Acs, Z. J., Lafuente, E., Song, A. K. (2022). The digital platform economy index 2020. — Berlin; Heidelberg: Springer, 70 p.

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.02.2025

Дата принятия рукописи в печать: 14.03.2025

Благодаря популяризации мобильного интернета и распространению умных технических средств ускорилось развитие цифровой платформенной экономики, что привело к появлению на потребительском рынке Китая новых механизмов. Их разнообразие объясняется отличительными характеристиками групп покупателей и выбором структуры потребления.

Феномен платформенной экономики, несмотря на использование термина в профессиональных кругах, в академической литературе до сих пор остается слабо исследованным. Термин «платформа» в экономических исследованиях упоминается с 1990-х гг. В 2003 г. была опубликована научная статья Ж.-Ч. Роше и Ж. Тироля «Конкуренция платформ на двусторонних рынках» [1]. В рамках построенной платформенной бизнес-модели авторы исследуют, как на распределение цен между двумя сегментами рынка влияют шесть факторов: управление платформой; затраты конечных пользователей; разнообразие платформ; возможность использования платформами методов ценообразования, основанных на объемах продаж; наличие внешнего воздействия и совместимость с платформой.

В России 1 сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон «О платформенной экономике в Российской Федерации». Данный закон «определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ и их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг»1. Изучение опыта зарубежных стран, прежде всего Китая, в этой связи представляется актуальным.

Целью данной статьи является выявление, как платформенная экономика способствует трансформации потребительского потенциала в КНР.

В законодательной практике платформенная экономика определяется как «совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях»2,3. Широкий круг участников создает привлекательные условия для их использования в секторах, где оперирует большое количество продавцов, покупателей и посредников. Рынок потребительских товаров стран с крупномасштабной экономикой, например Китая, является одной из таких сфер.

Для Цитирования:
Елена Глебовна Ефимова, Юйчжу Ши, Способствует ли платформенная экономика раскрытию потребительского потенциала: опыт Китая. Международная экономика. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: