Дата поступления рукописи в редакцию: 10.02.2025
Дата принятия рукописи в печать: 14.03.2025
Благодаря популяризации мобильного интернета и распространению умных технических средств ускорилось развитие цифровой платформенной экономики, что привело к появлению на потребительском рынке Китая новых механизмов. Их разнообразие объясняется отличительными характеристиками групп покупателей и выбором структуры потребления.
Феномен платформенной экономики, несмотря на использование термина в профессиональных кругах, в академической литературе до сих пор остается слабо исследованным. Термин «платформа» в экономических исследованиях упоминается с 1990-х гг. В 2003 г. была опубликована научная статья Ж.-Ч. Роше и Ж. Тироля «Конкуренция платформ на двусторонних рынках» [1]. В рамках построенной платформенной бизнес-модели авторы исследуют, как на распределение цен между двумя сегментами рынка влияют шесть факторов: управление платформой; затраты конечных пользователей; разнообразие платформ; возможность использования платформами методов ценообразования, основанных на объемах продаж; наличие внешнего воздействия и совместимость с платформой.
В России 1 сентября 2025 г. вступает в силу Федеральный закон «О платформенной экономике в Российской Федерации». Данный закон «определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ и их партнерами и пользователями в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг»1. Изучение опыта зарубежных стран, прежде всего Китая, в этой связи представляется актуальным.
Целью данной статьи является выявление, как платформенная экономика способствует трансформации потребительского потенциала в КНР.
В законодательной практике платформенная экономика определяется как «совокупность имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях»2,3. Широкий круг участников создает привлекательные условия для их использования в секторах, где оперирует большое количество продавцов, покупателей и посредников. Рынок потребительских товаров стран с крупномасштабной экономикой, например Китая, является одной из таких сфер.