Базой для изучения стали данные национального репрезентативного исследования «Траектории в образовании и профессии», которое ведет Институт образования ВШЭ. Выборку составили российские школьники, которые в 2012 г. учились в 9-м классе. «В случае с образовательно-карьерными траекториями мы изучали, как сменяют друг друга стадии получения образования и состояние на рынке труда: учеба в школе, колледже, вузе, совмещение учебы в колледже (вузе) и работы, временная занятость, постоянная работа, неактивность и безработица», — комментирует один из авторов доклада, Вера Мальцева.
Исследователи выделили девять траекторий в образовании и на рынке труда, характерных для нынешних 25-летних: линейная, линейная с совмещением, карьерная, длинная линейная, реверсивная, длинная карьерная, отложенная, прекариальная, транзитная.
Сильнее всего эти пути отличает друг от друга длительность образования. В то время как 30 % бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70 % просто выходят на рынок труда.
Вторая особенность — это длительность опыта работы как после окончания обучения, так во время него. По статистике, более 60 % студентов совмещают учебу и работу, но у оставшихся 40 % такого опыта нет. В итоге опыт работы 25-летних, обучавшихся в школе, бакалавриате и магистратуре, оказывается очень разным — от шести лет до полного его отсутствия. Это отражается на их заработках и на том, насколько легко и быстро им удается получить постоянную работу.
Исследование показало, что маршруты не сводятся к простым оппозициям: поступил в магистратуру или нет, совмещал работу и учебу или нет, находится сейчас в постоянной занятости или нет. Все устроено сложнее.
На формирование образовательно-профессиональных траекторий влияют успеваемость и когнитивные способности, социально-экономический статус семьи, место проживания, выбранная специальность. По более длинным образовательным траекториям следуют те, чья успеваемость и социально-экономический статус были выше. Ранний выход на работу не всегда связан с более низкой успеваемостью и невысокими ресурсами семьи, а может быть карьерной стратегией с расчетом на более гладкий переход к постоянной занятости и получение более высокой заработной платы.