По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Сплав учебы и карьеры у выпускников вузов

Вера Мальцева канд. экон. наук, доцент, старший научный сотрудник, Центр развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»
Наталья Розенфельд стажер-исследователь, Центр развития навыков и профессионального образования Института образования НИУ «Высшая школа экономики»

Ученые из Института образования ВШЭ определили типичные учебные и карьерные траектории высокообразованной молодежи. Исследователи выявили девять маршрутов, а также проследили траектории 1247 школьников, которые к 24–25 годам получили высшее образование: стартовые условия и контекст, в котором эти траектории разворачивались. Основной вывод: путь «школа — учеба без работы — переход на постоянную позицию» больше не актуален. Учеба активно совмещается с работой как в бакалавриате, так и в магистратуре.

Базой для изучения стали данные национального репрезентативного исследования «Траектории в образовании и профессии», которое ведет Институт образования ВШЭ. Выборку составили российские школьники, которые в 2012 г. учились в 9-м классе. «В случае с образовательно-карьерными траекториями мы изучали, как сменяют друг друга стадии получения образования и состояние на рынке труда: учеба в школе, колледже, вузе, совмещение учебы в колледже (вузе) и работы, временная занятость, постоянная работа, неактивность и безработица», — комментирует один из авторов доклада, Вера Мальцева.

Исследователи выделили девять траекторий в образовании и на рынке труда, характерных для нынешних 25-летних: линейная, линейная с совмещением, карьерная, длинная линейная, реверсивная, длинная карьерная, отложенная, прекариальная, транзитная.

Сильнее всего эти пути отличает друг от друга длительность образования. В то время как 30 % бакалавров и специалистов продолжают обучение в магистратуре сразу или через пару лет после окончания первой ступени образования, оставшиеся 70 % просто выходят на рынок труда.

Вторая особенность — это длительность опыта работы как после окончания обучения, так во время него. По статистике, более 60 % студентов совмещают учебу и работу, но у оставшихся 40 % такого опыта нет. В итоге опыт работы 25-летних, обучавшихся в школе, бакалавриате и магистратуре, оказывается очень разным — от шести лет до полного его отсутствия. Это отражается на их заработках и на том, насколько легко и быстро им удается получить постоянную работу.

Исследование показало, что маршруты не сводятся к простым оппозициям: поступил в магистратуру или нет, совмещал работу и учебу или нет, находится сейчас в постоянной занятости или нет. Все устроено сложнее.

На формирование образовательно-профессиональных траекторий влияют успеваемость и когнитивные способности, социально-экономический статус семьи, место проживания, выбранная специальность. По более длинным образовательным траекториям следуют те, чья успеваемость и социально-экономический статус были выше. Ранний выход на работу не всегда связан с более низкой успеваемостью и невысокими ресурсами семьи, а может быть карьерной стратегией с расчетом на более гладкий переход к постоянной занятости и получение более высокой заработной платы.

Для Цитирования:
Вера Мальцева, Наталья Розенфельд, Сплав учебы и карьеры у выпускников вузов. Служба занятости. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: