Спецоценка и медосмотр относятся к государственной системе защиты трудящихся, контроля за условиями труда и состоянием здоровья работников. Специальная оценка условий труда — это комплекс мероприятий, целью которого является определение и анализ опасных факторов на месте работы и во время трудового процесса. Данное направление охраны труда вытекает из статей Конституции РФ, закрепляющих право на труд в условиях, безопасных для жизни и здоровья человека. Медосмотр работников — комплексное медицинское обследование, включающее обязательные диагностические и консультативные мероприятия с подведением итога о состоянии здоровья человека, проводится при устройстве на работу и периодические для профилактики профессиональных и хронических заболеваний.
Необходимость медицинского осмотра при приеме на работу регламентируется ст. 69 ТК РФ в организации с установленными вредными производственными факторами и для определенных специальным перечнем профессий («управление наземными транспортными средствами» в том числе).
Списки профессий и условий труда, при которых медосмотры обязательны, указаны в приложениях к приказу Минздрава России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
По совокупности показателей состава и количества вредных факторов все предприятия и организации подразделяются на четыре класса вредности, где 4-й класс относится к промышленным производствам, наиболее опасным для здоровья работников, а 1-й класс — к наименее вредным [ст. 14 закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (ФЗ № 426)].
Оптимальными для труда являются условия 1-го класса, допустимыми — 2-го класса, 3-й и 4-й класс относятся к вредным производствам.