По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Специфика формирования архитектуры в условиях динамики природно-климатических изменений Арктического региона

Быкова Г.И. канд. архитектуры, доцент кафедры архитектуры архитектурного факультета Государственный университет по землеустройству, г. Москва, e-mail: velenetcgalina@mail.ru
Гриппас М.А. магистр кафедры архитектурного проектирования Московский государственный университет геодезии и картографии, г. Москва, e-mail: grippas1@yandex.ru

В статье отражены вопросы специфики строительства в условиях Арктического Севера. Здесь необходимо учитывать климатическую информацию, что позволит найти наилучшее решение, избежав деформации территории прибрежной зоны из‑за затоплений, образующихся вследствие таяния вечной мерзлоты и подъема уровня арктических морей. Рассматриваются способы адаптации архитектуры в условиях повышения уровня мирового океана, к числу которых относятся строительство объекта на: водоизмещающем основании, на сваях, внутри дамбы, на острове.

Литература:

1. Доклад о климатических рисках на территории Российской Федерации. — СПб., 2017. — 106 с.

2. Hjort J., Karjalainen O., Aalto J. et al. Degrading permafrost puts Arctic infrastructure at risk by mid-century. Nat Commun 9, 5147 (2018).

3. Daanen R.P. et al. Permafrost degradation risk zone assessment using simulation models. The Cryosphere, 5, 1043–1056, 2011.

4. Zhang T., Barry R.G. et al. Distribution of seasonally and perennially frozen ground in the Northern Hemisphere. Permafrost, Phillips, Springman & Arenson, 2003.

5. Scientific journal Future Life No. 18, may 1980.

Одним из наиболее активно обсуждаемых вопросов, стоящих перед современной наукой, является вопрос о глобальном изменении климата. Согласно данным Росгидромета, на территории Арктики РФ за последние десятилетия потепление климата происходило быстрее, чем в среднем по земному шару. Скорость роста температуры, вызванного в основном увеличением концентрации парниковых газов в атмосфере, составила за последние десять лет 0,8 ºС.

Особую тревогу также вызывает скорость таяния ледового покрова Северного Ледовитого океана. Рекордный минимум площади морского льда за четыре десятилетия спутниковых наблюдений был достигнут в 2015 г. По данным Межправительственной группы экспертов Организации Объединенных Наций по изменению климата, уровень мирового океана поднялся примерно на 10– 20 см, что в 10 раз превышает средний показатель за предыдущие 2000 лет.

Также динамические изменения климата привели к тому, что на многих участках криолитозоны было зафиксировано повышение температуры верхнего слоя многолетнемерзлых грунтов, а в отдельных районах Арктики отмечается увеличение глубины сезонного протаивания многолетнемерзлых грунтов.

Повышение уровня мирового океана будет сопутствовать разрушению прибрежной территории и представлять большую опасность для объектов инфраструктуры.

Изменение климата вызывает увеличение температуры многолетнемерзлых грунтов (ММГ), уменьшение их прочностных свойств и интенсификацию ряда деструктивных геокриологических процессов, таких как термокарст, солифлюкция, неравномерные просадки почвы и т. п.

Прогнозы указывают на то, что эти изменения будут усиливаться в последующие десятилетия, в результате чего возникнут повреждения и разрушения сооружений и транспортных коммуникаций в криолитозоне. Наблюдаемые климатические изменения оказывают негативное воздействие на состояние и функционирование транспортной инфраструктуры, такой как автомобильные и железные дороги, мосты, тоннели, портовая инфраструктура (рис. 1).

Инфраструктура в Арктике, находящаяся в зоне многолетнемерзлых грунтов, строилась, как правило, без учета возможного потепления климата. По оценкам исследователей, к 2050 г. из-за глобального потепления может быть повреждено 70 % арктической инфраструктуры. Финские, норвежские и американские исследователи из университета Оулу опубликовали в Nature Communications подробнейшую карту многолетнемерзлых грунтов и отметили на ней инфраструктуру в потенциальной зоне риска. Они проанализировали количество сооружений там, где исчезновение многолетнемерзлых грунтов, скорее всего, приведет к их повреждению (рис. 2). Также они составили карту многолетнемерзлых грунтов с разрешением около одного километра и отметили на ней области, где протаивание грунта и потеря его несущей способности может вызвать повреждения жилой, транспортной и промышленной инфраструктуры к 2050 г. (рис. 3).

Для Цитирования:
Быкова Г.И., Гриппас М.А., Специфика формирования архитектуры в условиях динамики природно-климатических изменений Арктического региона. Юрисконсульт в строительстве. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: