Активное развитие сферы ресторанного бизнеса, появление на рынке новых игроков, трансформация форматов оказания услуг — все это способствует усилению конкурентной борьбы и вынуждает предприятия питания постоянно искать пути формирования, развития и поддержания конкурентных преимуществ [4]. Традиционно к преимуществам предприятий индустрии питания относятся: адекватное соотношение цены и качества, наличие широкого ассортимента реализуемой продукции и услуг, поддержание уникального имиджа компании.
Насыщенность современного рынка ресторанного бизнеса актуальными концепциями, появление ресторанов, отмеченных звездами «Мишлен», ведет к появлению все более искушенных потребителей. Даже рядовые заведения вынуждены уделять значительное внимание формированию определенного фирменного стиля, который поддерживается интерьером и экстерьером предприятия, внешним видом персонала и, конечно, отражается в эстетическом оформлении реализуемых блюд и кулинарных изделий.
Именно от совокупности данных факторов зависит, сможет ли предприятие привлечь потребителей, реализовать свою продукцию и услуги и в конечном итоге получить прибыль и достичь эффективности своего функционирования [3]. Особенно актуальной эта задача становится для предприятий ресторанного бизнеса, которые не реализуют продукцию, а оказывают услуги и, следовательно, должны учитывать специфические особенности услуги как товара.
Услуги как отдельное направление в сфере экономической деятельности существуют с древности. На сегодня в данное понятие включается значительное количество видов деятельности, продукция которых может быть определена как услуга.
В русском языке понятие «услуга» имеет один и тот же корень со словами «слуга», «обслуживание», «услужить». Английский аналог services переводится схожим образом — «сервис» [6]. Объяснить это можно тем, что исторически в понятие «услуга» вкладывалось несколько смыслов:
• бескорыстное содействие одного человека другому;
• исполнение определенного круга служебных обязанностей, а также исполнение служебного долга;