2024 год не является исключением и конечно же ожидаются существенные перемены в сфере законодательства по охране труда.
Грядущие изменения нацелены на повышение эффективности, обеспечение безопасных условий труда и совершенствование системы управления охраной труда, ориентированной на укрепление прав работников и сокращение рисков, связанных с травматизмом и профессиональными заболеваниями на производстве. Основной акцент делается на создании безопасной рабочей среды.
Одним из главных инструментов, направленных на обеспечение безопасных условий труда и реализацию системы управления охраной труда на предприятиях является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников называемый специальной оценкой условий труда (далее СОУТ).
В январе 2024 года СОУТ справил свой 10летний юбилей с момента вступления в действия Федерального закона №426 [1], регламентирующего правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, а также определяющий правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.
Основополагающим документом, регулирующим проведение и этапность процедуры СОУТ является Методика проведения СОУТ Приказ Минтруда РФ 33н от 24.01.2014 г. [2].
С того времени в приказ Минтруда 33н [2] неоднократно вносились изменения: с 2015 года по 2020 год было принято четыре корректирующих документа. Однако несмотря на это, требования рынка диктуют более серьезный пересмотр применяемой методики.