Статья поступила 23.05.2016 г.
Мнение автора данной статьи обусловлено рядом факторов: позиционирование России в мировом пространстве; реализация программы гражданского единения россиян; ряд принятых документов, регулирующих патриотическое воспитание сограждан; мероприятия по поставленной проблематике местного, краевого или городского уровня.
В работе преподавателей вузов со студентами, особенно в ходе преподавания гуманитарных дисциплин, достаточно часто встает вопрос о понимании патриотизма. Презентация и разбор данного феномена, по поводу которого ведется немало споров, требует максимальной тактичности и высокого уровня компетентности от преподавателя. Феномен патриотизма, его понимание имеют свой путь развития, свой генезис, свои интерпретации.
В зависимости от цели, патриотизм можно как противопоставить, так и сопоставить с такими понятиями, как «национализм», «космополитизм», «расизм», «экстремизм», «ксенофобия», «идеология» и т. д. [2]. Также патриотизмом можно заменить или, точнее, подменить патриотизмом указанные выше понятия.
Например, патриотизм и космополитизм можно рассматривать и как противоположные друг другу, и как взаимосогласованные. Взаимовлияние наблюдается там, где человек в соответствии с идеей мирового гражданства причастен и к миру, и к отечеству. Человек как гражданин мира и земли, истинный космополит способствует благу всего мира, склонен и привязан к своей стране. Малая Родина выступает прототипом всего мира для представителя космополитизма.
Через любовь к ближайшему окружению, к частному, человек проявляет «мировую» любовь всеобщую. Или, наоборот, как «желание исключительного блага» (семье, своему народу, нации, государству), по мнению Льва Толстого, через эгоизм ведет к войне [6].
Во многом важно не только какой именно смысл вкладывают в понятие, но и то, кем, как, где и для чего оно используется. Соглашусь с теми исследователями, которые выделяют несколько неразрывно связанных между собой типов патриотизма, имеющих свое специфическое содержание и формы проявления в российской действительности [4].