По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.713 - 08.00.10

Спектральный анализ участия субъектов малого бизнеса в госзакупках

Кочкина Юлия Валерьевна старший специалист внутреннего учета и контроля, корпорация «Сетунь» Россия, 115191, Москва, Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1, e-mail: kochkina645@gmail.com
Максимов Алексей Михайлович ведущий специалист департамента по работе с клиентами, инвестиционная компания «Универ Капитал» Россия, 123112, Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, МФК «Город столиц», северный блок, e-mail: mmaksimov.a@mail.ru
Зацаринная Елена Ивановна канд. экон. наук, доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова» Россия, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36 ID 0000–0002–9400–4285, e-mail: e29175z@yandex.ru

В статье проанализированы основные проблемные вопросы госзаказа с позиции представителей малого бизнеса. Особое внимание уделено проблемам участия представителей малого бизнеса в системе госзаказа и возможным вариантам их решения. Малый бизнес в настоящее время неохотно участвует в госзакупках. Правительством вносятся изменения в законодательство, которые направлены на упрощение процедур госзакупок с целью сделать их более прозрачными. Предполагается, что это позволит малому и среднему бизнесу получить еще больше заказов и увеличить объем выручки.

Литература:

1. Вольчик, В.В., Булатова, А.Г. Международный опыт функционирования механизмов стимулирования государственного заказа / В.В. Вольчик, А.Г. Булатова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. — 2008. — Т. 6. — № 1. — Ч. 3.

2. Организация и контроль в системе государственных закупок: отечественный и зарубежный опыт: монография / В.В. Панков, Л.А. Чайковская, Н.А. Проданова, В.Б. Малицкая, Е.А. Гаврилова, Т.В. Морозова, В.Л. Кожухов / под ред. В.В. Панкова, Л.А. Чайковской, В.Л. Кожухова. — Москва, 2015. — 247 с.

3. Проданова, Н.А., Зацаринная, Е.И. Государственный контроль в сфере закупок: что нового? / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная // Бухучет в строительных организациях. — 2019. — № 2. — С. 4–11.

4. Проданова, Н.А., Омельченко, Е.Ю. Актуальные вопросы внутреннего контроля со стороны заказчика / Н.А. Проданова, Е.Ю. Омельченко // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 2. — С. 28–33.

Одна из важнейших целей, продекларированных в майском указе главы государства, заключается в увеличении числа занятых в сфере малого и среднего предпринимательства до 25 млн человек к 2024 году. Правительство среди прочего должно решить задачу по совершенствованию системы закупок, которые осуществляют крупнейшие заказчики у малого бизнеса. Главные регламентирующие документы системы госзаказа: Закон № 44-ФЗ1 и Закон № 223-ФЗ2 . С 2019 года для поставщиков из числа средних и малых предприятий торги в рамках Закона № 223-ФЗ проводятся по тем же правилам, что и торги в рамках Закона № 44-ФЗ.

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают следующие органы и организации: органы исполнительной власти; компании, корпорации, естественные монополии (например, «Газпром»); автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения; предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом; организации с долей государственного, муниципального участия более 50%3.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис. 1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия.

Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены определенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг: соответствие законным требованиям и ограничениям; отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации; налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов. Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Открыв главную страницу сайта госзакупок, по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Для Цитирования:
Кочкина Юлия Валерьевна, Максимов Алексей Михайлович, Зацаринная Елена Ивановна, Спектральный анализ участия субъектов малого бизнеса в госзакупках. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: