По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Спасти деревню

Сегодня более 70 % населения России — городские жители. Каждый год отток людей из села в город увеличивается, а деревни стремительно исчезают. Такая участь постигла 20 тыс. деревень и поселков за последние два десятилетия. Оставшиеся сельские поселения не живут, а выживают на дотациях из федерального бюджета. Теперь не село кормит Россию, а наоборот — государство вкачивает в него сотни миллиардов рублей в попытках остановить стагнацию. Меж тем село не только может спасти себя самостоятельно, но и стать основой для роста экономики всей страны. Каким образом? Интернет-газета «Наша Вологда» обсуждает это с депутатом Государственной Думы РФ, председателем Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям Евгением ШУЛЕПОВЫМ.

— Каждый городской житель прежде всего стремится к комфорту. В городах есть работа, детсады, школы, спортклубы, магазины. А что есть в деревне?

— Вот и нужны вливания в деревню, чтобы сохранить там инфраструктуру. Будут рабочие места, возможность учить детей и получать доступную медпомощь, будет доступ к товарам и услугам — тогда никто из деревни не поедет в тесные и грязные города.

— Выходит, эта инфраструктура поддерживается за счет городских жителей.

— Так было не всегда. В начале ХХ века в России более 80 % населения жило в сельской местности. Каждая деревня была, по сути, маленьким государством в государстве со своей многоукладной экономикой. Это сейчас между деревней и сельским хозяйством можно поставить знак равенства, что и сделало село хрупким, убыточным и вымирающим. А раньше в деревне были тысячи видов деятельности, каждое домохозяйство представляло собой артель, то есть аналог малого бизнеса.

Деревенские люди не только рыбу ловили, кур разводили да грибы с ягодами собирали. Они делали запчасти для машиностроения, шили одежду и обувь качественнее, чем легкая промышленность того времени, производили продукты питания, которые экспортировали по всему миру, выпускали предметы роскоши, не уступающие лучшим образцам современного ювелирного искусства.

Артели объединялись в кооперации, чтобы удешевить производство, организовать сбыт продукции, обеспечить возможности быстрых и дешевых кредитов внутри кооперации. Таким образом, деньги с территории никуда не вывозились, а шли на развитие локальной экономики. В свою очередь, кооперации создавали различные союзы, которые организовывали деятельность уже на государственном и международном уровне, обеспечивая развитие страны в целом.

— Сейчас это звучит фантастически!

— Сейчас многим кажется, что деревня 100 лет назад только лапти плела да лыко вязала. А вот реальный пример. В 1860-х годах Николай Верещагин вернулся из Швейцарии, пораженный зарубежным опытом масло- и сыроварения. Он создал в Тверской губернии первую в стране сыроварню. Его примеру последовали крестьяне Вологодской, Архангельской, Костромской, Ярославской, Вятской, Новгородской, Петербургской, Московской, Пермской, Удмуртской губерний. Спустя время они создали мощную кооперацию и «Союз сибирских маслодельных артелей». Союз открыл свои представительства по всей стране, заключил договоры с английскими купцами и занялся экспортом масла. И уже в 1906 году Россия занимала второе место в мировом экспорте масла после Дании, от его продажи в казну государства поступало вдвое больше денег, чем от золота!

Для Цитирования:
Спасти деревню. Глава местной администрации. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: