В ретроспективе прошедших 15 лет фактически все университеты столкнулись с необходимостью серьёзного пересмотра собственной миссии, стратегических ориентиров. Все мы сегодня стараемся увидеть свою миссию, почувствовать и насытить действительным смыслом ту модель дальнейшего развития, которая предлагается.
Надо сказать, что изменения произошли довольно серьёзные. Фактически 10 лет назад, в 2007 г., впервые была предложена первая конкурсная основа разработки инновационных программ развития университетов, потом — программ национальных исследовательских университетов. Параллельно формировалась сеть федеральных университетов. Менялись модель, система образования, взгляд на отраслевое высшее профессиональное образование. Одновременно оптимизировалась и пересматривалась структура сети образовательных организаций. Это было связано с демографией, с экономикой, с развитием научно-технического прогресса.
Вместе с этим сегодня уже очень большое значение приобретает модель онлайн-образования. Она приносит, с одной стороны, новые возможности, но, с другой стороны, достаточно много рисков для традиционной модели образования, которая существовала много лет. Меняется экономика. Университеты в связи с этим всё больше ориентируются в перспективе на финансовую самостоятельность, независимость и востребованность рынком. Это приводит к необходимости диверсификации собственного продуктового портфеля (для университетов это, наверное, не совсем правильные слова), по крайней мере своей жизненной позиции.
В этом смысле мы, войдя в категорию национальных исследовательских университетов в 2010 г. (а мы университет традиционно строительный, вот уже почти целый век), оказались, конечно, в исключительно почётной компании и вынуждены были всю свою дальнейшую политику развития выстраивать совершенно иным образом, чтобы удержаться в пуле ведущих университетов и одновременно попытаться увидеть себя в той новой модели, которая создаётся. На самом деле одновременно с этим развитие научно-технического прогресса продиктовало определённую новую миссию.