Чуткость к вызовам творческого настоящего и быстрота реакции на них — вот одна из ключевых компетенций современного журналиста. Но не единственная. Ориентация в актуальном и умение адаптироваться в новых социокультурных измерениях — лишь грань профессионального мира. Создавать новые форматы повествования в контексте времени — вот одна из самых дерзких и амбициозных творческих задач [2, c. 366]. Снять фильм на телефон — вот пример новых форм, вслед за которым есть шанс увидеть концептуальное изменение телевизионного рынка.
На данном этапе развития технологий смартфон — это не только портативный медиацентр и одновременно телефон, но при умелом обращении и полноценный инструмент, позволяющий его владельцу работать. Для специалистов он может послужить подспорьем в работе и расширить горизонты творческих маневров. Для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Журналистика», профилю «Телерадиожурналистика», это максимально удобный инструмент для отработки практических навыков. Так, вычислительной мощности процессора и разрешения матрицы камеры смартфона достаточно для того, чтобы снять видео в формате 4К (разрешение 3840×2160 пикселей) — подобное видео допускается к трансляции по федеральным каналам. Уже сейчас есть художественные и документальные фильмы, полностью снятые на смартфон. В 2005 году Марчелло Менкарини и Барбара Сегецци сняли документальный фильм «Новые разговоры о любви» на телефон Nokia N90. Пак Чхан-ук снял получасовую «Ночную рыбалку» в 2011 году с помощью iPhone 4 и даже получил за нее «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале. С каждым годом подобных фильмов снимается все больше. Этот факт стал поводом для организации тематических кинофестивалей в разных странах мира [3].
В 2018 году вышел первый российский фильм «Фагот», снятый на мобильный телефон (режиссер Борис Гуц). «Фагот» был задуман для показа в Интернете, но отборщики Выборгского фестиваля «Окно в Европу» узнали об этом диковинном проекте и включили фильм в конкурсную программу, где он произвел фурор. Снятый всего за четыре дня, при минимальном бюджете, «Фагот» стал своего рода примером для одаренных молодых людей, которые еще не постигли мир кинематографических грантов.