Человек всегда жил в мире звуков, а абсолютная тишина его угнетает и пугает. Орган слуха человека может приспосабливаться к некоторым постоянным или повторяющимся шумам (слуховая адаптация). Но эта приспособленность не может защитить от патологического процесса — потери слуха, а лишь отодвигает сроки его наступления.
Физиолого-гигиенические исследования показали, что изменения функционального состояния центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, пола и возраста человека [1, 4, 5]. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытавших шумовое воздействие в условиях как труда, так и быта. Результаты наблюдений указывают на активацию центральной и вегетативной нервной системы и снижение слуховой чувствительности [2–7].
Цель исследования — подготовка и анализ данных к составлению шумовой карты города Актобе, Казахстан.
В работе применены эпидемиологический, санитарно-статистический, описательный, выкопировочный и лабораторный методы исследования.
Исследованы основные источники шума в городе:
— автотранспорт — наибольший уровень шума на магистральных улицах города, средняя интенсивность движения — 2000–3000 транспортных единиц в час и больше, максимальные уровни шума — 90–95 дБ;
— рельсовый транспорт — повышение скорости движения поездов приводит к значительному росту уровня шума в жилых зонах, расположенных вдоль железнодорожных путей или вблизи сортировочных станций. Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 7,5 метра от движущегося пассажирского поезда достигает 91 дБ, от товарного состава — 92 дБ;
— воздушный транспорт — аэропорт гражданской авиации расположен в непосредственной близости от жилой застройки, воздушная трасса проходит непосредственно над населенным пунктом;
— промышленные предприятия — шум по характеру звучания постоянный и широкополосный на частотах 500– 1000 ГГц, то есть в зоне наибольшей чувствительности органов слуха.