Статья поступила 12 января 2019 г.
В условиях дестабилизации рыночных механизмов под действием санкционного воздействия на рынки и экономики отдельных государств особую актуальность приобретает резервная система сельскохозяйственных организаций АПК, которые принимают на себя основной удар политических противоборств.
Особое внимание, по мнению автора, следует уделить реальной стоимости активов и оценочным резервам рыночных субъектов.
Вопросам формирования резервной системы предприятий АПК как регулятору стабильности сельскохозяйственного производства посвящены труды целого ряда отечественных ученых: Л.И. Хоружий, Д.Д. Постниковой, Е.В. Фастовой, А.И. Павлычева, Р.А. Алборова, Н.А. Кокарева, А.С. Хусаиновой, Н.Г. Белова, Р.В. Костиной, С.Н. Костина, К.А. Джикия [4–11].
Среди отечественных ученых-экономистов существует мнение, что перечень оценочных резервов, приведенных в положении по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменение оценочных значений» (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 № 106н), не является исчерпывающим [1, с. 27].
Согласно п. 3 ПБУ 21/2008, «Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.».
Автором предложено расширить категорию «другие оценочные резервы», выделив при этом «резерв под изменение объекта учета», что позволит иметь представление о минимальных затратах, необходимых для маневра по изменению состава возделываемых культур (видов производимой продукции, оказываемых работ, услуг) в результате последствий экстраординарных ситуаций.
При изменении состава объектов учета пересчет значений показателей экономической модели субъекта возможно осуществлять, опираясь на заданный в коммерческой организации бизнес-процесс.