Общественные места — это все места, находящиеся в государственной собственности или общественном пользовании, доступные и приятные для всех бесплатно и без мотивации получения прибыли. Категории общественных мест определены в ст.20.20 КоАП РФ: «…на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах», а правила поведения определены рядом нормативных актов: КоАП РФ (ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2); Законом № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Законом № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», региональными нормативными актами.
Каждое общественное пространство имеет свои пространственные, исторические, экологические, социальные и экономические особенности. Среди основных характеристик общественного места можно выделить следующие: общественное место, как правило, является государственной или региональной собственностью, при его посещении не требуется разрешений, к общественным местам относят учреждения, оказывающие услуги населению, и др. Общественное пространство — ключевой фактор экономического развития городов. Доступные, безопасные и инклюзивные улицы, тротуары, рынки, площади и парки являются частью базовой инфраструктуры, поддерживающей экономическую динамику и рост городов.
Но, к сожалению, несмотря на их важность, наши общественные места часто воспринимаются как должное или игнорируются. В России большое количество общественных пространств либо заброшено, либо неухожено, что способствует повсеместному недовольству городской жизнью. Действительно, как общество мы продолжаем недооценивать общественное пространство во всех его проявлениях: облик улиц, площадей, парков, садов и множества случайных открытых мест, которые можно найти в наших городах.
Слишком часто плохо спроектированные и управляемые общественные места находятся в самых неблагополучных городских районах. Из-за нехватки инвестиций они не могут улучшить качество жизни местного населения, как могли бы и должны по факту. Действительно, ветхие, в плохом состоянии общественные места только усугубляют ощущение физического и социального упадка в районе [5].