По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331 DOI:10.33920/nik-02-2506-01

Создание кадрового резерва технологических лидеров в университете: пошаговый подход

Долгих Ирина Владиславовна директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации», предприниматель (EduTech, Deep Tech), руководитель проектов по независимой оценке уровня готовности технологий. Академический директор программ стартап-студии «Школа технологического лидерства», «Сопровождение офиса технологического лидерства». Эл. адрес: info@tech-innovations.ru

В статье рассматривается пошаговый подход к созданию кадрового резерва технологических лидеров в университетах в контексте программы «Приоритет-2030». Автор анализирует ключевые кадровые вызовы, стоящие перед университетами, и подчеркивает необходимость интеграции предпринимательского подхода в развитие университета. Представлен пошаговый алгоритм формирования кадрового резерва, включающий определение компетенций, оценку ресурсов, запуск образовательных программ, менторскую поддержку и систему мониторинга результатов. Также описаны примеры успешных инициатив в российских университетах и предложены модели стратегического развития технологического лидерства. Статья будет полезна руководителям университетов, которые хотят сформировать компетентную команду, реализующую стратегию развития системного технологического лидерства университета.

Статья поступила 13.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 29.03.2025 г.

Современные университеты на сегодняшний день уже проделали огромную работу в области науки и образования. Они вносят значимый вклад в развитие отечественной экономики и технологического прогресса не только на национальном, но и на мировом уровне. Ключевым ресурсом, обеспечивающим эти достижения, являются сотрудники университетов. Именно они создают передовые разработки, развивают исследовательскую инфраструктуру и формируют компетентные научные коллективы.

В рамках обновленной программы «Приоритет-2030» перед университетами сегодня стоит амбициозная задача — стать технологическими лидерами страны. Это требует не только генерации инноваций, но и их эффективного внедрения на рынок. Ввиду того, что делать это предстоит сотрудникам университетов, эффективно реализовать стратегию достижения технологического лидерства возможно при системном подходе к развитию кадрового резерва.

Чтобы понять, почему для развития кадрового резерва университета с фокусом на технологическое лидерство важен именно системный подход, уточним, как обстоят дела в университетах с выводом на рынок и масштабированием жизнеспособных продуктов на основе технологий, разработанных внутри университета. Для этого обратимся к опыту компаний, работающих в логике продуктового подхода, общепризнанной сегодня как наиболее эффективной модели развития бизнеса любого масштаба.

В компаниях, успешно выводящих продукты на рынок и масштабирующих рост, продуктовая команда и команда разработки — это две разные, но взаимодополняющие ветки. В университетах же основное внимание традиционно уделяется качественной разработке научных и технологических решений. Однако, когда речь заходит о монетизации, возникают сложности: сотрудники зачастую не обладают достаточными предпринимательскими и управленческими компетенциями. Это как если бы программисты в компании превосходно писали код, но при выборе идеи продукта не исследовали бы спрос и тренды рынка.

Для Цитирования:
Долгих Ирина Владиславовна, Создание кадрового резерва технологических лидеров в университете: пошаговый подход. Ученый совет. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: