Одной из таких мер являлось, подобно автостроению, создать массовое индустриальное производство домов, собираемых на стройке из крупных строительных элементов, изготавливаемых в заводских условиях, получившее название «строительная индустрия». Для реализации этих мер были необходимы комплексные проектно-конструкторские организации, способные проектировать заводы и оборудование массового производства строительных изделий для сборных жилых домов, а также проектные мастерские по созданию сборных домов и строительных изделий.
Одной из таких организаций, сыгравших важнейшую роль в создании проектов сборных жилых домов и заводов для их производства, являлась образованная по специальному постановлению правительства в 1943 году проектно-производственная контора «Строймехмонтаж», преобразованная в 1953 году во Всесоюзный государственный проектноконструкторский институт «Гипростройиндустрия» («Гипростроймаш») в составе Министерства строительного дорожного коммунального машиностроения — Минстройдормаш.
После войны были созданы в Москве и других городах страны целый ряд архитектурно-проектных организаций по разработке проектов сборных домов: Институт НИИСТ, НИИ жилища Академии архитектуры СССР, «Горстройпроект», «Моспроект» и др.
В 1948–1952 годах в различных городах страны развернулось проектирование и строительство экспериментальных домов в целях поиска наиболее эффективных архитектурно-планировочных и конструктивных решений домов, технологии производства строительных элементов и монтажа. Уже в 1952–1954 годах по проектам «Строймехмонтажа» («Гипростройиндустрии») были возведены в Москве первенцы строительной индустрии: Люберецкий и Шелепихинский заводы сборных железобетонных крупноразмерных элементов по конвейерной технологии, из которых в Москве по проекту «Моспроекта» было организовано строительство четырехэтажных сборных каркасно-панельных домов. Экспериментальные сборные дома различной конструкции были возведены в Ленинграде, Черновце, Магнитогорске, Киеве, на Донбассе и др.