По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3; 621.311.001.57; 621.316.925; 004.942

Создание и применение модели дифференциальной токовой защиты шин с использованием цифрового комплекса моделирования реального времени

Тойдеряков Н.А. инженер 3-й категории, Отдел разработки подстанционного оборудования, ООО НПП «ЭКРА», г. Чебоксары
Кошельков И.А. руководитель группы, Отдел разработки подстанционного оборудования, ООО НПП «ЭКРА», г. Чебоксары

Разработана модель ДЗШ. Произведена верификация полученной модели. Выявлены особенности работы защиты при аварийных режимах работы энергосистемы. Полученная модель может использоваться при проведении испытаний как совместно с устройствами РЗА, при их подключении, так и отдельно. Модель позволяет проводить анализ применяемых алгоритмов ДЗШ в различных режимах работы энергосистемы и может использоваться для исследования возможных улучшений алгоритмов на этапе, предшествующем созданию опытных образцов устройств.

Литература:

1. RTDS Technologies Website Powered by Three Marketing Inc [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rtds.com (Дата обращения: 03.05.2016).

2. СТО 56947007-29.240.30.010. Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС». Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35-750 кВ. Типовые решения. – М.: ОАО «ФСК ЕЭС», 2008. – 132 с.

3. Шкаф защиты сборных шин напряжением 330-750 кВ типа ШЭ2710 562. Руководство по эксплуатации. – Чебоксары: ООО НПП «ЭКРА», 2015. – 101

В настоящее время в электроэнергетике повсеместно применяется математическое моделирование, в том числе и моделирование с помощью систем реального времени, например, программно-аппаратного комплекса (ПАК) RTDS. Часто, при проведении испытаний, целесообразно использовать модели, заменяя физические устройства релейной защиты и автоматизации (РЗА). Такая практика позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся аппаратные ресурсы комплексов моделирования. Решение об использовании моделей устройств РЗА должно приниматься исходя из требований проводимых испытаний. При разработке модели применялись методы математического анализа, законы теоретических основ электротехники, а также законы алгебры логики. При выполнении экспериментальной части использовался цифровой ПАК RTDS. Моделирование выполнялось в программной среде RSCAD указанного комплекса. За основу модели взят микропроцессорный терминал РЗА дифференциальной токовой защиты шин (ДЗШ) производства ООО НПП «ЭКРА».

Дифференциальные защиты шин (ДЗШ) подразделяются на три группы: дифференциальные токовые, дифференциальные токовые с торможением, дифференциально-фазные защиты.

Основная сложность осуществления защиты шин заключается в необходимости обеспечения селективности при высоких кратностях токов внешних коротких замыканий (КЗ), обуславливающих существенные погрешности трансформатора тока (ТТ), и, с другой стороны, высокой чувствительности в мини мальных режимах при незначительных токах КЗ. Все три группы дифференциальных защит подвержены влиянию погрешностей ТТ, особенно при наличии в подводимых токах апериодических составляющих.

Моделирование энергосистем и их вторичного оборудования в реальном времени — общепризнанный и востребованный метод исследования энергосистем, оптимизации их функционирования, анализа работоспособности, обучения и т. д. Технологии и способы моделирования все время меняются и совершенствуются с развитием используемых технических средств. Одним из таких инструментов является программно-аппаратный комплекс (ПАК) моделирования систем в реальном времени RTDS (Real Time Digital Simulator) производства компании RTDS Technologies Inc [1].

Для Цитирования:
Тойдеряков Н.А., Кошельков И.А., Создание и применение модели дифференциальной токовой защиты шин с использованием цифрового комплекса моделирования реального времени. Электрооборудование: эксплуатация и ремонт. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: