По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3; 621.311.001.57; 621.316.925; 004.942

Создание и применение модели дифференциальной токовой защиты шин с использованием цифрового комплекса моделирования реального времени

Тойдеряков Н.А. инженер 3-й категории, Отдел разработки подстанционного оборудования ООО «НПП “ЭКРА”», г. Чебоксары
Кошельков И.А. руководитель группы, Отдел разработки подстанционного оборудования ООО «НПП “ЭКРА”», г. Чебоксары

Разработана модель ДЗШ. Произведена верификация полученной модели. Выявлены особенности работы защиты при аварийных режимах работы энергосистемы. Полученная модель может использоваться при проведении испытаний как совместно с устройствами РЗА, при их подключении, так и отдельно. Модель позволяет проводить анализ применяемых алгоритмов ДЗШ в различных режимах работы энергосистемы и может использоваться для исследования возможных улучшений алгоритмов на этапе, предшествующем созданию опытных образцов устройств.

Литература:

1. RTDS Technologies Website Powered by Three Marketing Inc [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rtds.com (дата обращения: 03.05.2016).

2. СТО 56947007-29.240.30.010. Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС». Схемы принципиальные электрические распределительных устройств подстанций 35–750 кВ. Типовые решения. – М.: ОАО «ФСК ЕЭС», 2008. – 132 с.

3. Шкаф защиты сборных шин напряжением 330–750 кВ типа ШЭ2710 562. Руководство по эксплуатации. – Чебоксары: ООО «НПП “ЭКРА”», 2015.

Дифференциальные защиты шин (ДЗШ) подразделяются на три группы: дифференциальные токовые, дифференциальные токовые с торможением, дифференциально-фазные защиты.

Основная сложность осуществления защиты шин заключается в необходимости обеспечения селективности при высоких кратностях токов внешних коротких замыканий (КЗ), обуславливающих существенные погрешности трансформатора тока (ТТ), и, с другой стороны, высокой чувствительности в минимальных режимах при незначительных токах КЗ. Все три группы дифференциальных защит подвержены влиянию погрешностей ТТ, особенно при наличии в подводимых токах апериодических составляющих.

Моделирование энергосистем и их вторичного оборудования в реальном времени – общепризнанный и востребованный метод исследования энергосистем, оптимизации их функционирования, анализа работоспособности, обучения и т. д. Технологии и способы моделирования все время меняются и совершенствуются с развитием используемых технических средств. Одним из таких инструментов является программно-аппаратный комплекс (ПАК) моделирования систем в реальном времени RTDS (Real Time Digital Simulator) производства компании RTDS Technologies Inc [1].

Работа по прототипированию реакции устройств релейной защиты и автоматизации (РЗА), заключающаяся в моделировании алгоритмов измерительных органов (ИО) и логической части микропроцессорного (МП) терминала, позволяет уже на этапе разработки алгоритма выявить принципиальные ошибки и принять меры по их устранению, что позволяет сократить временные затраты на реализацию разрабатываемого оборудования.

Для испытания прототипа устройства МП РЗА на RTDS моделировался фрагмент понижающей подстанции и прилегающей питающей сети 500 и 110 кВ. Представленная схема (рис. 1) содержит: два автотрансформатора 500/110/10 кВ, две секции шин 110 кВ и два эквивалента системы 110 кВ (схема № 500-15) [2]. За основу был взят терминал БЭ2704V562, обеспечивающий дифференциальную защиту шин напряжением 330–750 кВ, производства ООО «НПП “ЭКРА”» [3].

Для Цитирования:
Тойдеряков Н.А., Кошельков И.А., Создание и применение модели дифференциальной токовой защиты шин с использованием цифрового комплекса моделирования реального времени. Оперативное управление в электроэнергетике: подготовка персонала и поддержание его квалификации. 2017;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: