Для сравнения: в советское время по специальности 05.23.04 (Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов) существовало 19 диссертационных советов, обеспечивающих научными кадрами СССР. Сегодня их всего два: в Москве и Санкт-Петербурге.
Только в стенах одного Комплексного научно-исследовательского и конструкторско-технологического института водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии (НИИ ВОДГЕО) в период с 1960 по 2011 г. было защищено 105 докторских и 577 кандидатских диссертации, причем в основном до 1991 г. По данным Высшей аттестационной комиссии (ВАК), с 2012 по 2016 г. в России было всего защищено две докторские и 51 кандидатская диссертации по специальности 05.23.04, с 2016 по 2020 г. — одна докторская и 27 кандидатских. Докторов наук по данной специальности осталось 27 человек на всю страну, причем в большинстве своем это люди старше 70 лет. В настоящее время остались единичные кафедры в вузах и единичные кадры, которые готовят специалистов по специальности 05.23.04.
На данный момент отрасль водоснабжения и водоотведения укомплектована высококвалифицированными кадрами только в Москве и Санкт-Петербурге. Даже в крупных городах-миллионниках уже имеется недостаток компетентных специалистов, в то время как в средних и малых населенных пунктах наблюдается критическая нехватка или полное отсутствие специалистов с высшим и средним образованием по водным технологиям.
Если ничего не предпринять, обучение по специальности может полностью перестать существовать всего через 10 лет. Это, в свою очередь, приведет к зависимости России от зарубежных технологий в стратегически важной области водного хозяйства, что угрожает национальной безопасности нашей страны.
Что же касается тех, кто уже работает в отрасли, среди них наблюдается в первую очередь отсутствие связей и взаимодействия с целью обмена опытом, знаниями, успешными практиками и технологиями, ресурсами.
В сфере водоснабжения и водоотведения малое количество отраслевых мероприятий и специальных периодических изданий. По сути, каждый специалист предоставлен самому себе. Особенно проблематично это в случае с молодыми специалистами, которым необходимы плавный ввод в профессию, разъяснения нюансов, поддержка и наставничество. Наставничество предполагает связь между поколениями, последовательную передачу знаний от старшего к младшему. К сожалению, в сфере водоснабжения и водоотведения эти связи и цепочки нарушены.