Мало осталось мировоззренческих конфликтов, столь же долговременных и глубоких, сколь и вариативных по формам своего проявления, как противоборство между Россией и Западом. Это противостояние зародилось в средневековье, но именно в ХХ столетии вступило в активную фазу. Известна и точка отсчета проявления наиболее острых форм противоборства — ноябрь 1917 г., когда на политической карте мира появилось молодое советское государство.
С первых дней своего существования Советская республика стала объектом враждебных действий со стороны Запада, каждое из которых сопровождалось информационно-пропагандистским прикрытием. Высадка английского десанта в Мурманске (1918 г.) стала первой силовой акцией в современной истории отношений Россия–Запад, что дает основание рассматривать ее именно как проявление самого конфликта. Высадка была представлена мировой общественности как противодействие операциям германской армии [1, c. 53]. На Генуэзской конференции (1922 г.) Франция и Великобритания своими требованиями о безотлагательном возврате долгов прежних российских правительств западным кредиторам, по сути, добивались финансового удушения ослабленной гражданской войной Советской Республики [2, c. 160]; при этом они пытались представить свои действия как вполне легитимные. Инициатива в нагнетании напряженности в отношениях с нашей страной в 20-е гг. и в последующий период неизменно исходила от правящих элит стран Запада. Однако и средства массовой информации играли в этом деле возрастающую роль, активно воздействуя на сознание людей и убеждая их, что только постоянное давление на СССР является единственно возможным способом «отбрасывания» коммунизма. Следует, однако, признать, что в начальный период отношений Россия–Запад информационно-пропагандистские акции западных СМИ носили преимущественно объяснительный, а иногда и оправдывающий характер.
Какие же причины лежат в основе постепенно нараставшего противоборства Россия–Запад? Первой из них стал отказ Великого княжества Московского от предложения Флорентийского собора 1439 г. об объединении двух церквей. В последующие годы православная церковь неоднократно пресекала попытки внедрения католических проповедников в ряды своей паствы. Болезненная реакция Ватикана на позицию православной церкви стимулировала появление и постепенное распространение антирусских настроений в католических странах Запада. Усилению русофобских настроений невольно поспособствовал француз маркиз де Кюстин, совершивший путешествие по России и выпустивший по возвращении на родину книгу «Россия в 1839 году». Книга неоднократно переиздавалась, в т. ч. в Англии, и для многих европейцев стала первым заочным знакомством с Россией. Автор рассказал о непонятных французам по причине своей суровости законах, названных им «варварством», о притеснении национальных меньшинств, послужившим основанием для характеристики России как «тюрьмы народов» [3]. В дальнейшем слово «варварство» перекочевывало из одного бытового описания в другое и прочно «приклеилось» к описательному образу России. Со временем к нему добавлялись и новые характеристики, такие же уничижительные.