По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-03-2306-01

Современные возможности анализа удовлетворенности потребителей услуг медицинской организации

Березанский Артем Витальевич студент ИСГС Института лингвистики и межкультурной коммуникации, ГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский университет), 123242, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 3, корп. 1, e-mail: artyomberezansky@mail.com, 89772659209
Вяткина Надежда Юрьевна старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования (СМЭЗиМС), ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова» Минздрава России (119021, г. Москва, ул. Россолимо, д. 11, стр. 2), Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (г. Москва), e-mail: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-3647-0066

Статья посвящена анализу факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей медицинской организации, рассматриваются недостатки традиционного опросного метода для исследования удовлетворенности пациентов. В рамках написания статьи предложен цифровой продукт, позволяющий руководителю медицинской организации отслеживать репутационную характеристику учреждения в реальном времени и своевременно устранять отрицательные аспекты работы учреждения.

Литература:

1. Официальный портал Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (дата обращения: 12.04.2023).

2. Официальный портал Bussinesstat. URL: https://businesstat.ru/catalog/id8707/(дата обращения: 19.05.2023).

3. Абубакиров А. С. Особенности использования программ ОМС и ДМС в период COVID-19. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2021; 2: 391-402.

4. Суслин С. А., Тимяшев П. В., Кирьякова О. В., Вавилов А. В., Измалков Н. С., Садреева С. Х. Результативность организационной модели повышения удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023; 1: 715-731.

5. Коблякова Ю. М. Модели социально-профессионального взаимодействия врача с пациентом: возможности управления коммуникацией в медицине. Общество: социология, психология, педагогика. 2023; 3 (107): 38-43.

6. Салиева М. Х. Медико-санитарная помощь глазами пациентов. Re-health journal. 2023; 1-1 (17): 20-24.

7. Пивоваров Ю. П., Скоблина Н. А., Милушкина О. Ю., Маркелова С. В., Федотов Д. М., Окольников Ф. Б., Губанов П. В. Использование интернет-опросов в оценке осведомленности об основах здорового образа жизни. Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020; 2: 398-413.

8. Богданов М. Б., Смирнов И. Б. Возможности и ограничения цифровых следов и методов машинного обучения в социологии. Мониторинг. 2021; 1: 304-328.

9. Русских Т. Н., Тинякова В. И. Мониторинг удовлетворенности потребителей качеством и доступностью медицинских услуг на сегментах рынка бесплатной и платной медицины. Экономика. Информатика. 2018; 4: 667-673.

10. Мовсисян А. А. Особенности профессиональных характеристик руководителя — управленца медицинского учреждения. Известия СПбГЭУ. 2021; 1 (127): 178-180.

11. Дроздова С. И., Кругляк В. А. Применение процессного подхода при внедрении систем менеджмента качества в медицинской сфере. Бизнес-образование в экономике знаний. 2021; 2 (19): 50-54.

12. Виноградова И. В., Петров И. В., Альмухаметов А. А., Петрова Ф. С. Система менеджмента качества в медицинской организации: от основ до процессной модели. Вестник Авиценны. 2022; 4: 479-490.

13. Шапиро С. Р., Абдрахимов В. З. Особенности, проблематика, понятие медицинского менеджмента. Кронос. 2021; 3 (53): 94-97.

14. Цветкова А. Б., Никишкин В. В. Оценка удовлетворенности пациентов услугами медицинских учреждений. Практический маркетинг. 2021; 11: 19-25.

15. Данилов А. В., Сон И. М., Меньшикова Л. И. Опыт использования методики SERVQUAL для измерения удовлетворенности пациентов качеством медицинских услуг. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 3: 520-523.

16. Исаенкова Е. А. Определение направлений совершенствования качества медицинских услуг с использованием методик SERVQUAL и IPA. Менеджер здравоохранения. 2022; 9: 25-30.

17. Кобякова О. С., Деев И. А., Тюфилин Д. С., Куликов Е. С., Табакаев Н. А. Воробьева О. О. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? Социальные аспекты здоровья населения. 2016; 3: 2-8.

1. Official portal of the President of the Russian Federation. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44326 (accessed: 04/12/2023). (In Russ.)

2. Official portal Bussinesstat [Electronic resource]. Available at: https:// businesstat.ru/catalog/id8707/(accessed: 05/19/2023). (In Russ.)

3. Abubakirov A. S. Osobennosti ispolzovaniia programm oms i dms v period COVID-19 [Peculiarities of using CHI and VHI programs during COVID-19] // Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern Problems of Healthcare and Medical Statistics]. 2021. No. 2. P. 391-402. (In Russ.)

4. Suslin S. A., Timiashev P. V., Kiriakova O. V., Vavilov A. V., Izmalkov N. S., Sadreeva S. Kh. Rezultativnost organizatsionnoi modeli povysheniia udovletvorennosti patsientov okazaniem meditsinskoi pomoshchi [The effectiveness of the organizational model for improving patient satisfaction with the provision of medical care] // Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern Problems of Healthcare and Medical Statistics]. 2023. No. 1. P. 715-731. (In Russ.)

5. Kobliakova Iu. M. Modeli sotsialno-professionalnogo vzaimodeistviia vracha s patsientom: vozmozhnosti upravleniia kommunikatsiei v meditsine [Models of social and professional interaction between a doctor and a patient: the possibilities of managing communication in medicine] // Obshchestvo: sotsiologiia, psikhologiia, pedagogika [Society: Sociology, Psychology, Pedagogy]. 2023. No. 3 (107). P. 38-43. (In Russ.)

6. Salieva M. Kh. Mediko-sanitarnaia pomoshch glazami patsientov [Health care through the eyes of patients] // Re-healthjournal. 2023. No. 1-1 (17). P. 20-24. (In Russ.)

7. Pivovarov Iu. P., Skoblina N. A., Milushkina O. Iu., Markelova S. V., Fedotov D. M., Okolnikov F. B., Gubanov P. V. Ispolzovanie internet-oprosov v otsenke osvedomlennosti ob osnovakh zdorovogo obraza zhizni [The use of Internet surveys in assessing awareness on the basics of a healthy lifestyle] // Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern Problems of Healthcare and Medical Statistics]. 2020. No. 2. P. 398-413. (In Russ.)

8. Bogdanov M. B., Smirnov I. B. Vozmozhnosti i ogranicheniia tsifrovykh sledov i metodov mashinnogo obucheniia v sotsiologii [Possibilities and limitations of digital traces and machine learning methods in sociology] // Monitoring [Monitoring]. 2021. No. 1. P. 304-328. (In Russ.)

9. Russkikh T. N., Tiniakova V. I. Monitoring udovletvorennosti potrebitelei kachestvom i dostupnostiu meditsinskikh uslug na segmentakh rynka besplatnoi i platnoi meditsiny [Monitoring consumer satisfaction with the quality and availability of medical services in the market segments of free and paid medicine]. Ekonomika. Informatika [Economics. Computer Science]. 2018. No. 4. P. 667-673. (In Russ.)

10. Movsisian A. A. Osobennosti professionalnykh kharakteristik rukovoditelia -upravlentsa meditsinskogo uchrezhdeniia [Peculiarities of professional characteristics of the manager of a medical institution] // Izvestiia SPbGEU [Bulletin of the St. Petersburg State University of Economics]. 2021. No. 1 (127). P. 178-180. (In Russ.)

11. Drozdova S. I., Krugliak V. A. Primenenie protsessnogo podkhoda pri vnedrenii sistem menedzhmenta kachestva v meditsinskoi sfere [Application of the process approach in the implementation of quality management systems in the medical field] // Biznes-obrazovanie v ekonomike znanii [Business Education in the Knowledge Economy]. 2021. No. 2 (19). P. 50-54. (In Russ.)

12. Vinogradova I. V., Petrov I. V., Almukhametov A. A., Petrova F. S. Sistema menedzhmenta kachestva v meditsinskoi organizatsii: ot osnov do protsessnoi modeli [Quality management system in a medical organization: from basics to a process model] // Vestnik Avitsenny [Bulletin of Avicenna]. 2022. No. 4. P. 479-490. (In Russ.)

13. Shapiro S. R., Abdrakhimov V. Z. Osobennosti, problematika, poniatie meditsinskogo menedzhmenta [Features, problems, and the concept of medical management] // Kronos [Chronos]. 2021. No. 3 (53). P. 94-97. (In Russ.)

14. Tsvetkova A. B., Nikishkin V. V. Otsenka udovletvorennosti patsientov uslugami meditsinskikh uchrezhdenii [Assessment of patient satisfaction with the services of medical institutions] // Prakticheskii marketing [Practical Marketing]. 2021. No. 11. P. 19-25. (In Russ.)

15. Danilov A. V., Son I. M., Menshikova L. I. Opyt ispolzovaniia metodiki SERVQUAL dlia izmereniia udovletvorennosti patsientov kachestvom meditsinskikh uslug [Experience in using the SERVQUAL methodology to measure patient satisfaction with the quality of medical services] // Problemy sotsialnoi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine]. 2021. No. 3. P. 520-523. (In Russ.)

16. Isaenkova E. A. Opredelenie napravlenii sovershenstvovaniia kachestva meditsinskikh uslug s ispolzovaniem metodik SERVQUAL i IPA [Determination of directions for improving the quality of medical services using the SERVQUAL and IPA methods] // Menedzher zdravookhraneniia [Health Manager]. 2022. No. 9. P. 25-30. (In Russ.)

17. Kobiakova O. S., Deev I. A., Tiufilin D. S., Kulikov E. S., Tabakaev N. A. Vorobieva O. O. Udovletvorennost meditsinskoi pomoshchiu: kak izmerit i sravnit? [Satisfaction with medical care: how to measure and compare?] // Sotsialnye aspekty zdorovia naseleniia [Social Aspects of Public Health]. 2016. No. 3. P. 2-8. (In Russ.)

В век активного роста распространения и внедрения цифровых технологий развиваются разные сферы человеческой жизни. Цифровые технологии активно внедряются в систему здравоохранения, позволяя оптимизировать работу медицинских учреждений. На современном этапе развития рынка медицинских организаций потребители могут получить услуги в рамках обязательного и добровольного медицинского страхования. При этом существенным толчком к развитию частного сектора медицинских услуг стал указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. Сложная эпидемиологическая ситуация последних лет, а также высокий уровень нагрузки на систему здравоохранения выступили триггером для развития частного сектора медицинских организаций. Опираясь на данные BusinesStat за 2016-2019 гг., в городах России с населением более 100 тыс. чел. объем медицинского рынка увеличился на 5,7% — с 1062,9 до 1123,9 млн приемов [2]. В период пандемии спрос на медицинские услуги, предоставляемые по ДМС, и разовые платежи в крупных городах увеличился почти на 30% [3]. Таким образом, указанные данные свидетельствуют о перенасыщении рынка медицинских организаций с существенным смещением в сторону крупных городов, что обуславливает необходимость наращивания конкурентных преимущества для удержания позиций на рынке.

Среди актуальных факторов, способствующих развитию и сохранению лояльности целевой аудитории для современного рынка, является широкий спектр услуг, обеспеченность современным медицинским оборудованием, территориальная доступность, информированность, высококвалифицированный персонал, привлекательные ценовые предложения и др. [4].

Современные исследователи, изучающие рынок медицинской помощи, уверены, что лояльность потребителей медицинской организации в первую очередь определяет доступность и качество оказываемых услуг, ее репутационные характеристики и положительная коммуникативная составляющая, в этом случае разнообразие спектра возможностей учреждения уходят на второй план [5, 6].

Для Цитирования:
Березанский Артем Витальевич, Вяткина Надежда Юрьевна, Современные возможности анализа удовлетворенности потребителей услуг медицинской организации. ГЛАВВРАЧ. 2023;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: